Счетная палата (СП) РФ представила результаты исполнения Минздравом РФ федерального бюджета в 2020 году. В отчете говорится, что плановые значения по двум из 15 показателей нацпроекта «Здравоохранение» – снижение больничной летальности от острого нарушения мозгового кровообращения и от инфаркта миокарда – достигнуты не были. Кроме того, из четырех целей, которые были установлены в госпрограмме «Развитие здравоохранение» на 2020 год, была исполнена только одна – снижение младенческой смертности (достижение превысило плановые значения на 15,6%).
Так, в нацпроекте показатель «Снижена больничная летальность от острого нарушения мозгового кровообращения» составлял 20,1% при плановом значении 19,3%, а показатель «Снижена больничная летальность от инфаркта миокарда» – 13,3% при плановом 12,3%. Основными рисками недостижения этих показателей в СП назвали связанные с COVID-19 ограничения плановой работы первичного звена, снижение настороженности населения по поводу симптомов острых ССЗ, повышенную нагрузку на медперсонал и службу скорой помощи и другое.
Кроме того у СП «вызывает сомнение достижение ряда показателей» нацпроекта, представленное в отчетах Минздрава. В основном отчете за 2020 год, отмечают в СП, было отражено недостижение 9 из 15 показателей, в первом уточненном документе – четыре показателя, во втором – два. Также, подчеркивают в СП, по ряду показателей в IV квартале 2020 года в целевые значения были занижены.
«Подобное изменение показателей позволило формально выполнить установленные значения нацпроекта «Здравоохранение». При этом следует также отметить, что значительное влияние на сложившуюся динамику оказала ситуация, вызванная новой коронавирусной инфекцией», – считают в СП.
Также в отчете Счетной палаты говорится, что в 2020 году не были достигнуты три целевых показателя входящего в нацпроект федерального проекта у «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и один показатель федпроекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» – доля злокачественных новообразований, выявленных на I-II стадии, составила 56,3% вместо запланированных 56,4 % (однако этот плановый показатель в 2020 году был скорректирован, изначально он составлял 59%).
Кассовое испольнение бюджета нацпроекта «Здравоохранение» в 2020 году составило 96,1% (295,7 млрд рублей из 307,36 млрд). Из восьми федпроектов на 100% был исполнен только проект «Развитие экспорта медицинских услуг» (30 млрд рублей, при этом он реализовывался только 71 регионом). Наименьший процент достижения планового показателя у федпроекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» – 84% (34,9 млрд рублей).
Также в СП проанализировали некоторые показатели государственной программы «Развитие здравоохранение». «Реализация в 2020 году госпрограммы как документа стратегического планирования в области здравоохранения наглядно отражает невысокий уровень реалистичности достижения основных целей и задач, предусмотренных указанным документом», – уточняется в отчете.
Согласно данным Росстата, на которые ссылается СП, за январь–август 2020 года, в госпрограмме целевой показатель «Снижение к 2024 году смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, до 185 случаев на 100 тысяч населения» был достигнут на 99,6%. Исполнение по показателю «Снижение к 2024 году смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тысяч населения» составило 86,4%. По показателю «Снижение к 2024 году смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тысяч населения» значения не представлены.
Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограммы, по данным Федерального казначейства, были исполнены в размере 1,11 трлн рублей – 96,3% к назначениям, установленным сводной бюджетной росписью, что выше уровня исполнения за аналогичный период 2019 года (95%).
В сентябре 2020 года СП также установила, что в 2019 году из 15 целевых показателей нацпроекта «Здравоохранение» шесть не дотянули до плановых значений. Среди них – снижение смертности трудоспособного населения от болезней системы кровообращения, новообразований и других. В СП считали, это произошло из-за «некачественной проработки» Минздравом этапов выполнения предусмотренных нацпроектом мероприятий.
Правительство РФ нв сентябре 2021 года представило проект федбюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов – всего на три года для нацпроекта предусмотрено 687 млрд рублей. При этом часть из этих средств планируется направить на внедрение Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра (МКБ-11) на территории РФ в 2022 году. В частности, для внедрения МКБ-11 изменится бюджет федпроекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ». Конкретная сумма на эти цели пока не называется.