Вопреки распространенному мнению, подкрепленному неверно проведенными исследованиями, занятия музыкой не помогают ребенку получать более высокие оценки по математике или чтению и не развивают его когнитивные способности. Специалисты из Японии и Великобритании провели масштабное метаисследование доказавшее этот факт.
Публикация результатов предыдущих исследований, затрагивающих возможную причинно-следственную связь между обучением музыке и улучшением когнитивных способностей и академической успеваемости привела к тому, что некоторые родители стали видеть в обучении своих детей игре на музыкальных инструментах способ получения хороших отметок по математике или чтению, пишет EurekAlert.
Группа ученых из Медицинского университета Фуджита и Лондонской школы экономики и политологии изучила экспериментальные доказательства влияния занятий музыкой на не связанные с музыкой когнитивные навыки и школьную успеваемость детей. Авторы провели повторный анализ 54 исследований с 1986 по 2019 годы, через которые прошли почти 7000 школьников. И обнаружили, что уроки музыки неэффективны для повышения когнитивных или академических навыков, вне зависимости от типа навыка, возраста или длительности обучения.
При сравнении различных исследований между собой ученые заметили, что качественное проведенные эксперименты — то есть такие, в которых были контрольные группы — показывали отсутствие воздействия музыкального образования на когнитивные способности и успеваемость. Эксперименты без контрольной группы действительно демонстрировали небольшой эффект.
«Наше исследование показывает, что распространенная идея о том, что музыка делает детей умнее, неверна. С практической точки зрения это означает, что занятия музыкой с единственным намерением повысить когнитивные или академические навыки ребенка, бессмысленны», — заявил Джованни Сала, ведущий автор работы.
Обучаясь игре на музыкальном инструменте, можно научиться лучше играть на музыкальном инструменте, но эти умения не переносятся на другие области мозга, скажем, на математику. Тем не менее, нельзя отрицать пользу занятий музыкой (как и любым другим предметом) для социализации ребенка и повышения самооценки. А определенные элементы музыкальной грамотности — скажем, умение читать ноты — может пригодиться в освоении других дисциплин, уверены ученые.
Прошлогоднее исследование британских ученых заставляет усомниться и в пользе музыки для работы мозга. Оказывается, вне зависимости от того, есть ли у песни слова или это инструментальная композиция, она нарушает деятельность рабочей памяти.