Тестирование населения на антитела к SARS-CoV-2 должно помочь правительствам разных стран принять решение по ослаблению мер социального дистанцирования, чтобы снять наиболее строгие требования карантина и вернуть людей на работу. Массового тестирования пока не может обеспечить ни одна страна, однако даже выборочные проверки могли бы предоставить информацию о популяционном иммунитете населения, надеялись ученые. Результаты исследований и мнения экспертов, опубликованные в Nature, показывают, что пока достигнуть ожидаемых результатов не получится.
Проведенные в разных странах исследования определили три вида антител, специфичных к SARS-CoV-2. Эту информацию затем стали использовать для разработки тестов на антитела, которые должны были показывать наличие или отсутствие иммунитета к COVID-19.
Первой проблемой некоторых тестов остается низкая надежность и точность. Например, закупленные для этих целей тесты по капле крови в Великобритании, не показали необходимой точности. А еще недавно там хотели протестировать с их помощью как минимум 3,5 млн человек, чтобы те смогли вернуться на рабочие места. И пока эту идею не исключают окончательно, а закупленные тесты планируют усовершенствовать.
«Без надежного тестирования можно нанести больше вреда, чем пользы», — прокомментировал ученый Питер Коллинон из Австралийского национального университета в Канберре.
По его словам, разработка тестов на антитела к ВИЧ заняла несколько лет, прежде чем специфичность анализа стала более 99%.
Так, британские тесты показали точность около 70%. Есть и более точные аналоги, которые анализируют кровь в лаборатории с помощью серологического метода тестирования, но и тут возникают неожиданные сложности.
Главная проблема тестов на антитела заключается в том, что пока неизвестна сила иммунитета к повторному заражению COVID-19.
Чтобы говорить о наличии иммунитета, организм должен вырабатывать так называемые нейтрализующие антитела, которые препятствуют проникновению вируса в клетки. И пока не ясно, вырабатывают ли их переболевшие COVID-19 пациенты. Например, китайские исследования на небольшой выборке в 175 человек показали, что у 10 выздоровевших пациентов нейтрализующих антител не было, несмотря на высокие уровни связывающих антител.
Пока нет точных доказательств того, что люди могут повторно заражаться COVID-19 после выздоровления. Однако появляются факты, что такое возможно. Например, в Южной Корее около 90 выздоровевших людей, вероятно, заражены повторно. В ВОЗ пока не спешат с выводами, но подчеркивают: существующей информации недостаточно, чтобы утверждать, что перенесенный COVID-19 формирует иммунный ответ, защищающий от повторных заражений.
«Пока мы должны исходить из того, что после инфицирования повторные шансы заболеть через 2-3 месяца невелики», — заявил Коллинон.
Однако даже если станет ясно, что большинство людей все-таки вырабатывают нейтрализующие антитела, то это не изменит эффективность применения текущих тестов. «Большинство существующих сегодня тестов не обнаруживают нейтрализующие антитела. Такие тесты намного сложнее разрабатывать и, скорее всего, они не будут широко доступны», — считают ученые.
Наконец, положительные тесты на антитела не могут исключить того, что человек точно больше не заразен для окружающих.
В одном из исследований сообщается, что вирусная РНК медленно снижается после обнаружения антител в крови. Однако присутствие вирусной РНК потенциально означает, что человек все еще может быть заразен.
Очевидно, что наибольшую пользу от тестов на антитела мир получит несколько позже, когда ученые смогут лучше понимать механизмы формирования иммунитета и его устойчивости в относительно долгосрочной перспективе. «Пока же тесты можно использовать для диагностики активных инфекций, когда результаты ПЦР-тестирования нужно перепроверить» — заключает Дэвид Смит из Университета Западной Австралии в Перте.
В ближайшие недели в России, США и многих других странах с большим количеством инфицированных _ пациентов ожидается достижение пика пандемии. Гарвардский эпидемиолог профессор Уильям Хэнедж уверен, что никаких поводов для оптимизма нет. По его словам, все только начинается.