Жаркая погода угрожает здоровью людей, причем не только страдающих хроническими заболеваниями, но и относительно здоровых. Последним нужно больше пить и удерживаться от употребления алкоголя. Больные диабетом должны четко контролировать уровень сахаров в крови и избегать перегрева, а астматики – меньше бывать в раздражающих дыхательную систему средах.
Жара не только повод для сиесты и отдыха, но и время, когда обостряются заболевания. Недаром в жаркую погоду пожилым людям с проблемами сердечно-сосудистой системы рекомендуют не выходить из дома – чтобы «скорую» было вызывать легче. Ряд хронических заболеваний, однако, требует к себе особенно внимательного отношения в жаркую погоду. Среди них диабет и астма. В частности, вероятность получить тепловой удар в жарких условиях у диабетиков гораздо выше, чем у здоровых людей.
Однако, как показывает практика, больные часто недостаточно внимательно относятся к своему здоровью, пренебрегая рекомендациями врачей по правилам поведения в жару.
Исследование, которое совместно провели сотрудники клиники Майо в Аризоне и представители национальной службы погоды США, включало в себя 152 опроса больных диабетом, проведенных в клиниках города Феникс. Летом в этом городе средняя температура воздуха доходит до 38 градусов – всего на пять градусов выше, чем в сегодняшней Москве.
Опросы показали, что люди, больные диабетом, должны получать дополнительную консультацию по вопросам поведения в жаркую погоду и ее влияния на развитие их заболевания, отметила одна из его авторов Адриенн Нассар.
«Люди, страдающие диабетом, страдают сопутствующим нарушением терморегуляции – они не могут нормально потеть.
Это повышает их предрасположенность к неприятным симптомам, связанным с перегревом, а также неконтролируемому росту уровня сахара в крови. Многие из опрошенных пациентов не проходили достаточно регулярного и правильного контроля уровня сахара в крови в летний период, что, возможно, повышало у них риск обезвоживания организма», – добавила она.
Каждый пятый опрошенный заявил, что не принимает никаких мер предосторожности до тех пор, пока температура не достигнет 37 градусов по Цельсию. Между тем опасность теплового удара весьма серьезна уже при температурах 26–32 градуса и значительной влажности.
Учесть вклад влажности в переносимость погодных условий позволяет пересчет температуры в «индекс жары» (некий аналог температуры комфорта), однако только половина опрошенных пациентов знала об этом понятии и о губительном действии высокой влажности.
Высокая влажность делает жару более опасной: она замедляет испарение пота, то есть нарушает главный механизм охлаждения человеческого тела.
Кроме того, жара снижает эффективность диабетических препаратов. «И пероральные лекарства, и инсулин характеризуются ограниченным температурным интервалом терапевтического действия. Выше определенной температуры они теряют эффективность», – объяснила Нассар. На каждой упаковке лекарства описаны необходимые условия хранения. Если их не соблюдать (что автоматически происходит при хранении в некондиционируемом помещении летом), использовать их уже нет смысла.
Опрос показал, что 73% пациентов знают, что воздействие температуры нарушает работу инсулина, лишь 39% знали, что жара вредит таблеткам. Только 41% знали, что высокая температура влияет на работу глюкометров (портативных приборов для определения уровня сахара в крови), и еще меньше (38%) знали об уязвимости тест-полосок на глюкозу.
Вместе с тем 37% людей предпочитали оставлять лекарства и глюкометры дома, а не брать их с собой, подвергая действию жаркого воздуха. Такой подход особенно опасен, так как при нахождении на жаре больные должны регулярно контролировать уровень сахара в крови.
Не меньшему риску в жару подвергаются и больные астмой (их в мире до 300 млн). «Пыльца растений в воздухе, высокая влажность, высокая температура и пыль могут вызвать серьезные приступы астмы. Чтобы избежать этого, больные должны аккуратно выбирать время и место своей работы и отдыха. Нельзя заниматься спортом в разгар летнего дня или прогуливаться вдоль дорог в час пик – это скорее всего вызовет приступ», – объяснил эксперт по астме доктор Стивен Саттон.
Если же больной оказался в потенциально опасном месте и у него начался приступ, следует вызвать «скорую помощь», чтобы скорее покинуть источник раздражителя.
Российские ученые также отмечают опасность установившейся жаркой погоды. Установившаяся в Центральной России аномальная жара опасна для пожилых людей, особенно страдающих хроническими заболеваниями, – число смертей может измеряться тысячами, приводит РИА «Новости» слова руководителя лаборатории прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Бориса Ревича.
В городах жара представляет гораздо большую опасность, поскольку выявляется так называемый эффект островов жары.
Участки с аномально высокой температуры находятся, как правило, в центральной части города и характеризуются наличием высоких административных зданий, асфальтированной территории, мизерным количеством открытой земли, зеленых насаждений и водной поверхности.
В жаркую погоду следует пить больше жидкостей, есть легкую пищу и категорически отказаться от употребления алкогольных напитков,
рекомендует старший научный сотрудник отделения сердечно-сосудистой патологии клиники НИИ питания РАМН Светлана Дербенева.
«Всех касается только одно – не забывать в жару пить, потому что в жару возникают условия дополнительного обезвоживания организма, а это, как известно, опасно. Если в нормальное время человек должен выпивать не менее литра жидкости в сутки, то в жару минимум полтора, потому что от дефицита жидкости человек умирает», – сказала Дербенева.
При этом важно, чтобы жидкость не задерживалась в организме в избыточном количестве, поэтому нужно ограничивать потребление соли.
Из напитков Дербенева советует пить негазированные и несладкие напитки, например кипяченую воду с лимоном, фруктово-ягодные морсы, компоты, квас. «Алкоголь в принципе в такую погоду даже не рассматривается, потому что это меганагрузка на сердце, что может привести к самым страшным последствиям», – считает врач.