ЦРПТ отрицает наличие проблем в системе мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП). Представители «Честного знака» называют трудности, с которыми сталкиваются участники рынка, «сложностями «детского» периода». В частности, если не работает регистратор выбытия, всегда можно передать данные в систему в ручном режиме.
Оператор системы маркировки «в ежедневном режиме отвечает на вопросы представителей аптечных сетей, которые готовились к обязательному прослеживанию ЛП давно». ЦРПТ отрицает отсутствие поддержки от одноименной службы на протяжении нескольких дней и утверждает, что обратная связь дается в течение нескольких часов. А в случае невозможности использовать регистратор выбытия всегда можно передать данные в систему в ручном режиме. Об этом сказано в ответе руководителя проекта товарной группы «Фарма» – «Честный знак» – Алексея Косарева на вчерашнюю публикацию в «ФВ».
Не ждите реакции
Внедрение маркировки лекарственных препаратов привело к замедлению и удорожанию бизнес-процессов в аптеках. На выполнение привычных операций стало требоваться больше времени и работников. В некоторых случаях это привело к невозможности своевременного отпуска медикаментов льготникам. Об этом корреспондентам «ФВ» рассказали представители отрасли. В ЦРПТ с такой оценкой работы системы не согласны.
«Из-за того, что у нас по несколько дней нет обмена данных с ЦРПТ, мы не можем отпускать препараты льготникам, – рассказала «ФВ» владелица краснодарской аптеки. – Препарат лежит на полке, но выдать я его человеку не могу».
Алексей Косарев ответственно заявляет, что это не беда и беспокоиться не о чем: если препарат выдается через регистратор выбытия, то отсутствие связи – не проблема. Регистратор сохранит данные в буфере, а после появления связи отправит в систему. Обмен данными с системой происходит не онлайн. Самое главное, что ожидать ответа ФГИС МДЛП о результатах попытки вывода ЛП из оборота в момент отпуска ЛП не нужно.
На случай если регистратор не работает, добавляет спикер, ЦРПТ предусмотрена схема прямой подачи сведений в МДЛП. Другими словами, вручную. |
Что касается отпуска аптекой препаратов клиентам, которые хотят приобрести медикаменты по договору за безналичный расчет, но не зарегистрированы в системе МДЛП, то это действующим законодательством исключено.
«Если работодатель покупает лекарства, например, для своего медкабинета, то такой кабинет обладает лицензией и, соответственно, является участником ГИС МДЛП, – поясняет Косарев. – Соответственно, продажа лекарств между юрлицами идет по стандартной схеме, но аптека не может в ней участвовать, так как она – розничное звено».
Сканирование на глазок
Несколько представителей фармацевтической розницы пожаловались на отсутствие технического решения для работы ФАП в рамках договора комиссии с фарморганизацией по розничной реализации с маркированными ЛП (приемка и вывод из оборота). ЦРПТ уверяет, что оно есть: «Обособленное подразделение со своим ID места осуществления деятельности сообщает в свободной форме информацию о полученных и выведенных из оборота кодах, которые доступны в человекочитаемом виде на упаковке, а головная организация передает эту информацию в систему маркировки».
Однако это решение никак нельзя назвать техническим, комментируют происходящее в «Областном аптечном складе» (Челябинская область): вручную переписывать коды с каждой упаковки и затем через мессенджер или по почте направлять их в головную организацию. С учетом нагрузки на персонал ФАП (когда один медработник вынужден вести прием сразу в нескольких населенных пунктах) реализовать этот пункт на практике крайне затруднительно.
Времени и специалистов не хватает
Директор «Областного аптечного склада» Андрей Князев указывал на то, что ответа от службы поддержки приходится ждать по несколько дней. По словам Косарева, «срок ожидания в несколько недель – нереален, в службе поддержки есть регламент предоставления ответов в зависимости от критичности ситуации. Это часы, а не недели».
Однако скриншоты переписки, предоставленные аптечным предприятием, опровергают заявление ЦРПТ.
«Сканирование кодов – легче и быстрее, чем фиксировать отпуск в информационной системе или бумажном журнале. Ведь отпуск вы все равно фиксировали и ранее?» – как бы обращается Косарев к провизору больничной аптеки, основателю профессионального сообщества работников больничных аптек «Аптека ЛПУ» Вадиму Зубкову, который указал на массу неудобств, связанных с оформлением выбытия такого «ходового» в стационаре товара, как физраствор. Делать это приходится опять же в условиях дефицита рабочих рук и времени.
«Этот ответ свидетельствует о полном непонимании процессов лекарственного обеспечения в больнице! – парирует Зубков. – Какое фиксирование отпуска в информационной системе или на бумаге?! Выписали 500 флаконов физраствора, по компьютеру отпустили в отделение 500 флаконов, а затем самое интересное. Из отделения приезжает старшая медсестра и провизоры/фармацевты отсчитывают 50 коробок, в каждой из которых находится по 10 флаконов. По итогам отчетного периода мы списывали их с баланса аптеки на баланс отделения. Теперь все намного сложнее».
По словам Зубкова, проблема решилась бы, если бы можно было сканировать вторичную упаковку, коробку на 10 флаконов и затем умножать на количество, как это делают в сетевых магазинах на кассе. Он также обращает внимание на отсутствие рычагов воздействия аптечного звена на дистрибьюторов.
«Вот нам товар сейчас привезли, а уведомления в системе нет, – резюмирует Зубков. – Причины разные. Дистрибьютор разводит руками: то у него что-то сломалось, то он не успевает, то сайт глючит. В итоге препараты у нас есть, а пользоваться мы ими не можем».