Центробанк РФ ввел так называемый период охлаждения – возможность в течение нескольких дней отказаться от заключенного договора добровольного страхования.
Правило коснется почти всех популярных видов страхования, в том числе добровольного медицинского страхования (ДМС) физических лиц.
Согласно указанию ЦБ РФ «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», человек, вовремя расторгнувший договор с компанией, сможет вернуть уплаченную страховую премию. «Период охлаждения» составит не менее пяти дней и будет отсчитываться со дня заключения договора.
Если договор не вступил в силу, страховщик должен будет вернуть страховую премию полностью. Если же клиент отказался от договора, когда документ уже начал действовать, страховая компания будет вправе удержать часть премии соответственно количеству дней, прошедших с начала действия договора.
«Необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся на страховом рынке негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг», – отметил директор Департамента страхового рынка Игорь Жук.
Документ уже поступил на регистрацию в Минюст. После его вступления в силу страховые компании будут обязаны в течение 90 дней привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам в соответствие с новыми требованиями.
Навязывание страховых услуг, впрочем, больше практикуется страховыми агентами при продаже полисов ОСАГО. Доказать сам факт навязывания проблематично. Также «лишнее» страхование часто встречается в секторе потребительского кредитования. При оформлении кредита россияне часто даже не знают, что получают одновременно (и оплачивают) услугу по страхованию.
В России договоры о добровольном медицинском страховании в основном заключают корпоративные клиенты, среди физических лиц оно не слишком распространено. Согласно статистике, за девять месяцев 2015 года корпоративные клиенты потратили на страхование здоровья своих работников в общей сложности 94,8 млрд рублей, то есть более 87% от общего объема собранных страховщиками премий.