Авторами научной статьи выступили главный специалист отдела анализа ресурсов здравоохранения Управления экономики и финансирования здравоохранения Юлия Агафонова, а также гендиректор ЦЭККМП Вячеслав Омельяновский. Источником данных для анализа выступили деперсонифицированные реестры структуры госпитализаций медорганизаций онкологического профиля.
Причиной подхода к сегменту пероральных онкопрепаратов в ЦЭККМП называют обострение проблемы с назначением таких лекарств в дневных стационарах за счет ОМС. Глубинное противоречие, как замечают авторы, заключается в нехватке региональных бюджетов на обеспечение амбулаторной льготной химиотерапией, поэтому таблетированные препараты все чаще закупаются за счет ОМС в дневных стационарах, а позже в обход законодательства выдаются на дом пациентам (иначе они вынуждены каждый день приходить в больницу для получения новой порции таблеток).
Тенденция, уже обнаруженная в профсообществе, подтвердилась данными: в 2019–2023 годах доля схем с применением только пероральных форм терапии увеличилась с 9,02% до 15,57%, инъекционных – уменьшилась с 83,66% до 73,18%. Доля комбинированных схем в свою очередь выросла с 7,32% в 2019 году до 11,25% в 2023-м. В 2023 году госпитализации с использованием пероральных форм химиотерапии в дневном стационаре занимали уже 29,09% от всех госпитализаций за пять исследуемых лет.
С учетом того, что доля пероральной терапии растет, в ЦЭККМП прогнозируют рост числа законодательных противоречий в регионах. С одной стороны, недостаток бюджетов субъектов РФ не позволяет обеспечить нужное число пациентов химиотерапией, с другой стороны – использование таблетированных препаратов через канал ОМС чревато штрафами и затяжными судебными разбирательствами. Несмотря на позицию Верховного суда, который считает выдачу таблеток на дом законной, федеральное законодательство в сфере ОМС по-прежнему в этом вопросе консервативно.
Решением в ЦЭККМП видят переработку системы оплаты амбулаторной химиотерапии и фактическое погружение ее в систему ОМС через создание специального «амбулаторного тарифа», который включит в себя только затраты на покупку препаратов без учета сопутствующих медуслуг. Кроме того, предложено создать тариф на введение таких препаратов и наблюдение за пациентом.
В марте 2025 года Законодательное собрание Красноярского края внесло в Госдуму законопроект, направленный на решение того же противоречия. Инициатива депутатов предполагает более системные изменения – они намерены изменить № 323-ФЗ и № 326-ФЗ так, чтобы определенные формы амбулаторной химиотерапии оплачивались напрямую из ОМС. Проект направлен на изучение в Комитет по охране здоровья, ожидает отзыва Правительства, Счетной палаты и Правового управления Думы.
Пока Минздрав РФ и ФФОМС высказывались по вопросу в ключе сохранения действующей схемы финансирования и сохранения участия регионов в финансировании амбулаторной химиотерапии. Регуляторы опасаются потери контроля над качеством терапии на дому, а также кратного роста нагрузки на бюджет ОМС, хотя, по мнению депутатов из Красноярского края, перевод терапии в ОМС, наоборот, сократит операционные затраты из-за необходимости госпитализировать пациентов в стационары.
Авторами научной статьи выступили главный специалист отдела анализа ресурсов здравоохранения Управления экономики и финансирования здравоохранения Юлия Агафонова, а также гендиректор ЦЭККМП Вячеслав Омельяновский. Источником данных для анализа выступили деперсонифицированные реестры структуры госпитализаций медорганизаций онкологического профиля.
Причиной подхода к сегменту пероральных онкопрепаратов в ЦЭККМП называют обострение проблемы с назначением таких лекарств в дневных стационарах за счет ОМС. Глубинное противоречие, как замечают авторы, заключается в нехватке региональных бюджетов на обеспечение амбулаторной льготной химиотерапией, поэтому таблетированные препараты все чаще закупаются за счет ОМС в дневных стационарах, а позже в обход законодательства выдаются на дом пациентам (иначе они вынуждены каждый день приходить в больницу для получения новой порции таблеток).
Тенденция, уже обнаруженная в профсообществе, подтвердилась данными: в 2019–2023 годах доля схем с применением только пероральных форм терапии увеличилась с 9,02% до 15,57%, инъекционных – уменьшилась с 83,66% до 73,18%. Доля комбинированных схем в свою очередь выросла с 7,32% в 2019 году до 11,25% в 2023-м. В 2023 году госпитализации с использованием пероральных форм химиотерапии в дневном стационаре занимали уже 29,09% от всех госпитализаций за пять исследуемых лет.
С учетом того, что доля пероральной терапии растет, в ЦЭККМП прогнозируют рост числа законодательных противоречий в регионах. С одной стороны, недостаток бюджетов субъектов РФ не позволяет обеспечить нужное число пациентов химиотерапией, с другой стороны – использование таблетированных препаратов через канал ОМС чревато штрафами и затяжными судебными разбирательствами. Несмотря на позицию Верховного суда, который считает выдачу таблеток на дом законной, федеральное законодательство в сфере ОМС по-прежнему в этом вопросе консервативно.
Решением в ЦЭККМП видят переработку системы оплаты амбулаторной химиотерапии и фактическое погружение ее в систему ОМС через создание специального «амбулаторного тарифа», который включит в себя только затраты на покупку препаратов без учета сопутствующих медуслуг. Кроме того, предложено создать тариф на введение таких препаратов и наблюдение за пациентом.
В марте 2025 года Законодательное собрание Красноярского края внесло в Госдуму законопроект, направленный на решение того же противоречия. Инициатива депутатов предполагает более системные изменения – они намерены изменить № 323-ФЗ и № 326-ФЗ так, чтобы определенные формы амбулаторной химиотерапии оплачивались напрямую из ОМС. Проект направлен на изучение в Комитет по охране здоровья, ожидает отзыва Правительства, Счетной палаты и Правового управления Думы.
Пока Минздрав РФ и ФФОМС высказывались по вопросу в ключе сохранения действующей схемы финансирования и сохранения участия регионов в финансировании амбулаторной химиотерапии. Регуляторы опасаются потери контроля над качеством терапии на дому, а также кратного роста нагрузки на бюджет ОМС, хотя, по мнению депутатов из Красноярского края, перевод терапии в ОМС, наоборот, сократит операционные затраты из-за необходимости госпитализировать пациентов в стационары.