Recipe.Ru

ЦЭККМП предложил ввести «амбулаторный тариф» ОМС для оплаты таблетированных онкопрепаратов

ЦЭККМП предложил ввести «амбулаторный тариф» ОМС для оплаты таблетированных онкопрепаратов


Авторами научной статьи выступили главный специалист отдела анализа ресурсов здравоохранения Управления экономики и финансирования здравоохранения Юлия Агафонова, а также гендиректор ЦЭККМП Вячеслав Омельяновский. Источником данных для анализа выступили деперсонифицированные реестры структуры госпитализаций медорганизаций онкологического профиля.


Причиной подхода к сегменту пероральных онкопрепаратов в ЦЭККМП называют обострение проблемы с назначением таких лекарств в дневных стационарах за счет ОМС. Глубинное противоречие, как замечают авторы, заключается в нехватке региональных бюджетов на обеспечение амбулаторной льготной химиотерапией, поэтому таблетированные препараты все чаще закупаются за счет ОМС в дневных стационарах, а позже в обход законодательства выдаются на дом пациентам (иначе они вынуждены каждый день приходить в больницу для получения новой порции таблеток).


Тенденция, уже обнаруженная в профсообществе, подтвердилась данными: в 2019–2023 годах доля схем с применением только пероральных форм терапии увеличилась с 9,02% до 15,57%, инъекционных – уменьшилась с 83,66% до 73,18%. Доля комбинированных схем в свою очередь выросла с 7,32% в 2019 году до 11,25% в 2023-м. В 2023 году госпитализации с использованием пероральных форм химиотерапии в дневном стационаре занимали уже 29,09% от всех госпитализаций за пять исследуемых лет.


С учетом того, что доля пероральной терапии растет, в ЦЭККМП прогнозируют рост числа законодательных противоречий в регионах. С одной стороны, недостаток бюджетов субъектов РФ не позволяет обеспечить нужное число пациентов химиотерапией, с другой стороны – использование таблетированных препаратов через канал ОМС чревато штрафами и затяжными судебными разбирательствами. Несмотря на позицию Верховного суда, который считает выдачу таблеток на дом законной, федеральное законодательство в сфере ОМС по-прежнему в этом вопросе консервативно.


Решением в ЦЭККМП видят переработку системы оплаты амбулаторной химиотерапии и фактическое погружение ее в систему ОМС через создание специального «амбулаторного тарифа», который включит в себя только затраты на покупку препаратов без учета сопутствующих медуслуг. Кроме того, предложено создать тариф на введение таких препаратов и наблюдение за пациентом.


В марте 2025 года Законодательное собрание Красноярского края внесло в Госдуму законопроект, направленный на решение того же противоречия. Инициатива депутатов предполагает более системные изменения – они намерены изменить № 323-ФЗ и № 326-ФЗ так, чтобы определенные формы амбулаторной химиотерапии оплачивались напрямую из ОМС. Проект направлен на изучение в Комитет по охране здоровья, ожидает отзыва Правительства, Счетной палаты и Правового управления Думы.


Пока Минздрав РФ и ФФОМС высказывались по вопросу в ключе сохранения действующей схемы финансирования и сохранения участия регионов в финансировании амбулаторной химиотерапии. Регуляторы опасаются потери контроля над качеством терапии на дому, а также кратного роста нагрузки на бюджет ОМС, хотя, по мнению депутатов из Красноярского края, перевод терапии в ОМС, наоборот, сократит операционные затраты из-за необходимости госпитализировать пациентов в стационары.


Авторами научной статьи выступили главный специалист отдела анализа ресурсов здравоохранения Управления экономики и финансирования здравоохранения Юлия Агафонова, а также гендиректор ЦЭККМП Вячеслав Омельяновский. Источником данных для анализа выступили деперсонифицированные реестры структуры госпитализаций медорганизаций онкологического профиля.


Причиной подхода к сегменту пероральных онкопрепаратов в ЦЭККМП называют обострение проблемы с назначением таких лекарств в дневных стационарах за счет ОМС. Глубинное противоречие, как замечают авторы, заключается в нехватке региональных бюджетов на обеспечение амбулаторной льготной химиотерапией, поэтому таблетированные препараты все чаще закупаются за счет ОМС в дневных стационарах, а позже в обход законодательства выдаются на дом пациентам (иначе они вынуждены каждый день приходить в больницу для получения новой порции таблеток).


Тенденция, уже обнаруженная в профсообществе, подтвердилась данными: в 2019–2023 годах доля схем с применением только пероральных форм терапии увеличилась с 9,02% до 15,57%, инъекционных – уменьшилась с 83,66% до 73,18%. Доля комбинированных схем в свою очередь выросла с 7,32% в 2019 году до 11,25% в 2023-м. В 2023 году госпитализации с использованием пероральных форм химиотерапии в дневном стационаре занимали уже 29,09% от всех госпитализаций за пять исследуемых лет.


С учетом того, что доля пероральной терапии растет, в ЦЭККМП прогнозируют рост числа законодательных противоречий в регионах. С одной стороны, недостаток бюджетов субъектов РФ не позволяет обеспечить нужное число пациентов химиотерапией, с другой стороны – использование таблетированных препаратов через канал ОМС чревато штрафами и затяжными судебными разбирательствами. Несмотря на позицию Верховного суда, который считает выдачу таблеток на дом законной, федеральное законодательство в сфере ОМС по-прежнему в этом вопросе консервативно.


Решением в ЦЭККМП видят переработку системы оплаты амбулаторной химиотерапии и фактическое погружение ее в систему ОМС через создание специального «амбулаторного тарифа», который включит в себя только затраты на покупку препаратов без учета сопутствующих медуслуг. Кроме того, предложено создать тариф на введение таких препаратов и наблюдение за пациентом.


В марте 2025 года Законодательное собрание Красноярского края внесло в Госдуму законопроект, направленный на решение того же противоречия. Инициатива депутатов предполагает более системные изменения – они намерены изменить № 323-ФЗ и № 326-ФЗ так, чтобы определенные формы амбулаторной химиотерапии оплачивались напрямую из ОМС. Проект направлен на изучение в Комитет по охране здоровья, ожидает отзыва Правительства, Счетной палаты и Правового управления Думы.


Пока Минздрав РФ и ФФОМС высказывались по вопросу в ключе сохранения действующей схемы финансирования и сохранения участия регионов в финансировании амбулаторной химиотерапии. Регуляторы опасаются потери контроля над качеством терапии на дому, а также кратного роста нагрузки на бюджет ОМС, хотя, по мнению депутатов из Красноярского края, перевод терапии в ОМС, наоборот, сократит операционные затраты из-за необходимости госпитализировать пациентов в стационары.

Exit mobile version