В одном из эпизодов одного из самых популярных сериалов об ученых — «Теории Большого взрыва» — гениальный физик-теоретик Шелдон Купер похваляется феноменальной способностью запоминать информацию. Тип своей памяти сериальный ученый называет «эйдетической». Эйдетики без труда воспроизводят в памяти живые образы когда-то увиденных (или услышанных) предметов.
Что наука знает о процессах формирования воспоминаний? До сих пор психология стояла на двух основных теориях, способных объяснить механизмы памяти.
Первая строится на основе сохранения всей информации о предмете в рабочей памяти человека. Вторая базируется на запоминании выборочных характеристик предмета.
В качестве иллюстрации можно привести пример с игрой в баскетбол: когда человек следит за игрой в мяч, то, согласно первой теории, мозг запоминает мяч со всеми его характеристиками. А вот по второй теории, мозг зафиксирует сам образ мяча, но в памяти не отложится его форма, размер или цвет, если дополнительные детали не нужны для решения насущных проблем.
Психологи из Университета штата Пенсильвания предложили собственную, третью теорию формирования воспоминаний. Ученые связали ее с ожиданиями от получаемой информации пользы в будущем. Исследователи представили результаты работы в последнем номере журнала Cognition, а кратко о них сообщается на сайте университета.
Для проведения исследований ученые пригласили 60 человек. Психологи предложили им просмотреть видео, на котором было записано, как люди перебрасывали друг другу два мяча. Один из мячей условно считался основным, а второй — дополнительным (он был введен для отвлечения внимания), и задача участников заключалась в том, чтобы посчитать, сколько раз игроки передадут друг другу основной мяч. Мячи были окрашены в красный, зеленый, синий либо фиолетовый цвет. Каждый испытуемый должен был просмотреть 36 игр, фиксируя количество переданных основных мячей.
Сначала участники просто отсчитывали количество передач, выполняя задание психологов. После показа 32-й игры на экране у каждого испытуемого высветилась надпись: «Сюрприз! Это тест на проверку памяти! Сейчас вы должны будете указать, какого цвета был основной мяч. Чтобы его указать, нажмите соответствующую цифру».
Несмотря на то что испытуемые на протяжении 32 игр смотрели именно на этот мяч, результаты опроса показали, что 37% от всего числа испытуемых — 22 участника — сразу же отметили неверный цвет, причем 16 человек из этих 22 указали на цвет мяча, специально отвлекающего внимание.
«Испытуемые хорошо запоминали цвет обоих мячей, но оказалось, что эти воспоминания никак не привязаны к конкретному предмету», — прокомментировал результаты испытаний один из авторов работы Чэнь Хуэй. По мнению другого ученого, Брэда Вайбла, настоящим открытием стало то, что наблюдение за предметом в течение длительного времени все равно не является гарантией того, что человек будет способным «извлечь из памяти» все связанные с ним детали.
По результатам четырех оставшихся контрольных испытаний (после того, как испытуемым рассказали, что именно от них требуется) количество ошибок в указании цвета снизилось практически втрое: только 14% участников вместо предыдущих 37% дали неправильные ответы. Психологи поясняют: как только участники поняли, какой результат от них ожидают получить, они смогли лучше фиксировать информацию в памяти. «Наше исследование показывает, что для точного запоминания недостаточно только сосредоточения на предмете», — рассказывает Вайбл.
— Человеку необходимо знание, что информация об определенных свойствах предмета пригодится в будущем».
Чтобы убедиться в достоверности результатов, психологи провели повторное исследование со второй группой участников. Новый эксперимент практически повторил результаты предыдущего. По мнению психологов, иногда невозможность воспроизвести в памяти какую-либо информацию связана именно с тем, что ранее человек уже посчитал, что в ней не будет необходимости.
На основании полученных выводов о третьем механизме формирования памяти всем, кто испытывает проблемы с запоминанием новых сведений, можно дать совет: никогда не относитесь к ним как к «информационному мусору».
Впрочем, ученые утверждают, что тренировать память и испытывать новые методы запоминания лучше с раннего возраста.
В ходе длительной работы по изучению показателей детской успеваемости канадские исследователи из Университета Конкордия пришли к выводу, что в школе намного лучше учатся те, чью память начали развивать еще в двухлетнем возрасте. В свою очередь, хорошая успеваемость порождает интерес к дальнейшей учебе, считают канадцы. Результаты исследований были опубликованы в журнале Intelligence и на сайте Университета Конкордия.
Ученые приготовили для родителей несколько советов, как помочь ребенку лучше запоминать информацию. В самом раннем возрасте можно сыграть в типичную игру с распределением ролей, к примеру дочки-матери: проговаривание обязанностей вместе с малышом поможет ему быстрее усвоить свои и чужие обязанности и запомнить базовые модели поведения.
Кроме того, работе мозга способствуют и физические нагрузки — об этом исследователям известно уже давно. Один из авторов работы, Линда Пагани, советует проводить дыхательную гимнастику с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Учащимся более старших классов для улучшения концентрации внимания и быстрого запоминания рекомендуется играть в футбол, баскетбол или прыгать через скакалку.
Также исследователи напоминают, что работа по улучшению детской памяти в не меньшей степени предполагает снижение времени, которое ребенок проводит перед экраном компьютера, смартфона, планшета или телевизора.
В одном из эпизодов одного из самых популярных сериалов об ученых — «Теории Большого взрыва» — гениальный физик-теоретик Шелдон Купер похваляется феноменальной способностью запоминать информацию. Тип своей памяти сериальный ученый называет «эйдетической». Эйдетики без труда воспроизводят в памяти живые образы когда-то увиденных (или услышанных) предметов.
Что наука знает о процессах формирования воспоминаний? До сих пор психология стояла на двух основных теориях, способных объяснить механизмы памяти.
Первая строится на основе сохранения всей информации о предмете в рабочей памяти человека. Вторая базируется на запоминании выборочных характеристик предмета.
В качестве иллюстрации можно привести пример с игрой в баскетбол: когда человек следит за игрой в мяч, то, согласно первой теории, мозг запоминает мяч со всеми его характеристиками. А вот по второй теории, мозг зафиксирует сам образ мяча, но в памяти не отложится его форма, размер или цвет, если дополнительные детали не нужны для решения насущных проблем.
Психологи из Университета штата Пенсильвания предложили собственную, третью теорию формирования воспоминаний. Ученые связали ее с ожиданиями от получаемой информации пользы в будущем. Исследователи представили результаты работы в последнем номере журнала Cognition, а кратко о них сообщается на сайте университета.
Для проведения исследований ученые пригласили 60 человек. Психологи предложили им просмотреть видео, на котором было записано, как люди перебрасывали друг другу два мяча. Один из мячей условно считался основным, а второй — дополнительным (он был введен для отвлечения внимания), и задача участников заключалась в том, чтобы посчитать, сколько раз игроки передадут друг другу основной мяч. Мячи были окрашены в красный, зеленый, синий либо фиолетовый цвет. Каждый испытуемый должен был просмотреть 36 игр, фиксируя количество переданных основных мячей.
Сначала участники просто отсчитывали количество передач, выполняя задание психологов. После показа 32-й игры на экране у каждого испытуемого высветилась надпись: «Сюрприз! Это тест на проверку памяти! Сейчас вы должны будете указать, какого цвета был основной мяч. Чтобы его указать, нажмите соответствующую цифру».
Несмотря на то что испытуемые на протяжении 32 игр смотрели именно на этот мяч, результаты опроса показали, что 37% от всего числа испытуемых — 22 участника — сразу же отметили неверный цвет, причем 16 человек из этих 22 указали на цвет мяча, специально отвлекающего внимание.
«Испытуемые хорошо запоминали цвет обоих мячей, но оказалось, что эти воспоминания никак не привязаны к конкретному предмету», — прокомментировал результаты испытаний один из авторов работы Чэнь Хуэй. По мнению другого ученого, Брэда Вайбла, настоящим открытием стало то, что наблюдение за предметом в течение длительного времени все равно не является гарантией того, что человек будет способным «извлечь из памяти» все связанные с ним детали.
По результатам четырех оставшихся контрольных испытаний (после того, как испытуемым рассказали, что именно от них требуется) количество ошибок в указании цвета снизилось практически втрое: только 14% участников вместо предыдущих 37% дали неправильные ответы. Психологи поясняют: как только участники поняли, какой результат от них ожидают получить, они смогли лучше фиксировать информацию в памяти. «Наше исследование показывает, что для точного запоминания недостаточно только сосредоточения на предмете», — рассказывает Вайбл.
— Человеку необходимо знание, что информация об определенных свойствах предмета пригодится в будущем».
Чтобы убедиться в достоверности результатов, психологи провели повторное исследование со второй группой участников. Новый эксперимент практически повторил результаты предыдущего. По мнению психологов, иногда невозможность воспроизвести в памяти какую-либо информацию связана именно с тем, что ранее человек уже посчитал, что в ней не будет необходимости.
На основании полученных выводов о третьем механизме формирования памяти всем, кто испытывает проблемы с запоминанием новых сведений, можно дать совет: никогда не относитесь к ним как к «информационному мусору».
Впрочем, ученые утверждают, что тренировать память и испытывать новые методы запоминания лучше с раннего возраста.
В ходе длительной работы по изучению показателей детской успеваемости канадские исследователи из Университета Конкордия пришли к выводу, что в школе намного лучше учатся те, чью память начали развивать еще в двухлетнем возрасте. В свою очередь, хорошая успеваемость порождает интерес к дальнейшей учебе, считают канадцы. Результаты исследований были опубликованы в журнале Intelligence и на сайте Университета Конкордия.
Ученые приготовили для родителей несколько советов, как помочь ребенку лучше запоминать информацию. В самом раннем возрасте можно сыграть в типичную игру с распределением ролей, к примеру дочки-матери: проговаривание обязанностей вместе с малышом поможет ему быстрее усвоить свои и чужие обязанности и запомнить базовые модели поведения.
Кроме того, работе мозга способствуют и физические нагрузки — об этом исследователям известно уже давно. Один из авторов работы, Линда Пагани, советует проводить дыхательную гимнастику с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Учащимся более старших классов для улучшения концентрации внимания и быстрого запоминания рекомендуется играть в футбол, баскетбол или прыгать через скакалку.
Также исследователи напоминают, что работа по улучшению детской памяти в не меньшей степени предполагает снижение времени, которое ребенок проводит перед экраном компьютера, смартфона, планшета или телевизора.