Мы привыкли считать тестостерон «антисоциальным» гормоном: дескать, он повышает в самцах агрессивность, враждебность ко всем вокруг, желание всех победить и т. д. Однако, как полагают исследователи из Университета Эразма Роттердамского (Нидерланды), такие свойства у тестостерона проявляются только в том случае, если индивидуум оказывается в соревновательной ситуации. Если же соревноваться ни с кем не надо, он, напротив, способствует сотрудничеству и даже благородному поведению.
Многочисленные исследования на животных показали, что тестостерон играет важную роль в формировании иерархических, доминантных-субдоминантных связей. То есть без него, грубо говоря, нельзя достичь высокого социального статуса. Однако обязательно ли достижение такого статуса опирается на агрессивное поведение? Ведь легко представить ситуацию, когда дело можно сделать без драки, ругани и прочего в этом роде. Чтобы проверить это, учёные поставили следующий эксперимент: они пригласили несколько десятков женщин сыграть в психолого-экономическую игру, перед которой часть испытуемых получала инъекцию с тестостероном, а часть — инъекцию-плацебо, без гормона.
Сама же игра состояла в дележе денег: подопытным выдавали энную сумму, часть которой они оставляли себе, а часть «инвестировали», то есть отдавали «партнёру». Инвестированное утраивалось, после чего «партнёр» делил сумму между собой и «инвестором». Делёж в обоих случаях полностью зависел от того, в чьих руках были деньги: инвестор мог дать «партнёру» больше или меньше, а «партнёр» — возвратить «инвестору» бόльшую или меньшую часть образовавшейся утроенной суммы. При этом каждая из участниц могла сыграть как за «инвестора», так и за «партнёра».
Те, кто получал дозу тестостерона, оказывались более скупыми «инвесторами», предпочитая бόльшую часть начальных денег оставлять при себе. А вот с «партнёрами» все было наоборот: под тестостероном они отдавали «инвестору» больше, чем испытуемые, которым вводили плацебо.
После инъекции тестостерона «инвестор» больше ориентировался на имеющиеся у него на руках ресурсы и из-за этого становился менее доверчивым, антисоциальным. Ну а в роли партнёра он имел дело с общественным капиталом и чувствовал, что его очки возрастут, если он не обманет чужих ожиданий.
То есть, как пишут исследователи в Psychological Science, эффект тестостерона зависит во многом от социального контекста: если высокий статус можно заработать без агрессивного столкновения, то гормон будет стимулировать не анти-, а просоциальное поведение.
В связи с этим нельзя не вспомнить недавнюю работу финских учёных, которые обнаружили, что тестостерон стимулирует взаимопомощь у мужчин — правда, в смеси с феромоном пота.
Подготовлено по материалам Association for Psychological Science. Фото на заставке принадлежит Shutterstock.