Общий объем онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента в России по итогам 1–3 кварталов 2024 г. составил 303,8 млрд руб., сообщает RNC Pharma. Динамика относительно аналогичного показателя 2023 г. составила 30,6% (в рублях), это более чем вдвое опережает темпы развития по фармацевтическому ритейлу в целом (14,2% по общему ассортименту аптек). Онлайн-канал развивается преимущественно за счет лекарственного ассортимента, потребители парафармацевтики продолжают мигрировать на маркетплейсы.
Доля покупок лекарственного ассортимента с доставкой по итогам 1–3 кварталов 2024 г. достигла 0,89% от общего денежного объема российской фармрозницы и порядка 4,8% от общего объема продаж ЛП в онлайн канале. Представлены в основном ОТС продукты, в анализируемом периоде лидировали с точки зрения денежного объема продаж бренды Нурофен, Никоретте и Терафлю, которые демонстрировали внушительную динамику, например продажи Никоретте за год удвоились. Несмотря на невозможность реализации рецептурного ассортимента доля продаж с доставкой за последние 2 года выросла в 1,5 раза.
Общая доля онлайн канала в российской фармрознице по состоянию на 1–3 кварталы 2024 г. зафиксирована на уровне 19,25%, годом ранее она не превышала 16,6%. Общая выручка организаций в рамках ТОР-20 по итогам анализируемого периода достигала 276 млрд руб., а суммарная доля топовых компаний в e-com канале, с учетом нелекарственного ассортимента составляла 90,9%. Уровень концентрации в рамках онлайн канала за год корректировался в сторону снижения на уровне десятых долей процента.
В «двадцатке» только три компании демонстрировали сокращение продаж. Наиболее заметное падение выручки в e-com показала «Планета здоровья» (-33%), динамика остальных компаний была сопоставимой, в частности самарская «Вита» теряет 29%, а продажи «Неофарм» за год сократились на 24%. Общие причины вероятно связаны с падением интереса перечисленных компаний к направлению, которое не может стать самодостаточным пока не будет решен вопрос с возможностью доставки до потребителя рецептурного ассортимента. Охлаждение к сфере онлайн хорошо прослеживается и со стороны других крупных интересантов, которые еще недавно выступали одними из лидеров по инвестициям в e-com канал.
Общую динамику на уровне, превышающем среднерыночные показатели, обеспечили 8 компаний. Максимальные темпы роста демонстрирует проект Polza.ru фармдистрибьютора «Пульс», общая выручка за год выросла в 3,3 раза. Второй результат у сети «Апрель», которая за минувший год нарастила объем операций в рамках онлайн более чем вдвое, это позволило организации вырваться на второе место в рейтинговой таблице, заметно опережая показатели сети «Ригла» (+22%).
Общий объем онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента в России по итогам 1–3 кварталов 2024 г. составил 303,8 млрд руб., сообщает RNC Pharma. Динамика относительно аналогичного показателя 2023 г. составила 30,6% (в рублях), это более чем вдвое опережает темпы развития по фармацевтическому ритейлу в целом (14,2% по общему ассортименту аптек). Онлайн-канал развивается преимущественно за счет лекарственного ассортимента, потребители парафармацевтики продолжают мигрировать на маркетплейсы.
Доля покупок лекарственного ассортимента с доставкой по итогам 1–3 кварталов 2024 г. достигла 0,89% от общего денежного объема российской фармрозницы и порядка 4,8% от общего объема продаж ЛП в онлайн канале. Представлены в основном ОТС продукты, в анализируемом периоде лидировали с точки зрения денежного объема продаж бренды Нурофен, Никоретте и Терафлю, которые демонстрировали внушительную динамику, например продажи Никоретте за год удвоились. Несмотря на невозможность реализации рецептурного ассортимента доля продаж с доставкой за последние 2 года выросла в 1,5 раза.
Общая доля онлайн канала в российской фармрознице по состоянию на 1–3 кварталы 2024 г. зафиксирована на уровне 19,25%, годом ранее она не превышала 16,6%. Общая выручка организаций в рамках ТОР-20 по итогам анализируемого периода достигала 276 млрд руб., а суммарная доля топовых компаний в e-com канале, с учетом нелекарственного ассортимента составляла 90,9%. Уровень концентрации в рамках онлайн канала за год корректировался в сторону снижения на уровне десятых долей процента.
В «двадцатке» только три компании демонстрировали сокращение продаж. Наиболее заметное падение выручки в e-com показала «Планета здоровья» (-33%), динамика остальных компаний была сопоставимой, в частности самарская «Вита» теряет 29%, а продажи «Неофарм» за год сократились на 24%. Общие причины вероятно связаны с падением интереса перечисленных компаний к направлению, которое не может стать самодостаточным пока не будет решен вопрос с возможностью доставки до потребителя рецептурного ассортимента. Охлаждение к сфере онлайн хорошо прослеживается и со стороны других крупных интересантов, которые еще недавно выступали одними из лидеров по инвестициям в e-com канал.
Общую динамику на уровне, превышающем среднерыночные показатели, обеспечили 8 компаний. Максимальные темпы роста демонстрирует проект Polza.ru фармдистрибьютора «Пульс», общая выручка за год выросла в 3,3 раза. Второй результат у сети «Апрель», которая за минувший год нарастила объем операций в рамках онлайн более чем вдвое, это позволило организации вырваться на второе место в рейтинговой таблице, заметно опережая показатели сети «Ригла» (+22%).