Но участники фармацевтического рынка — поставщики и производители лекарств уверены, что экономия средств в данном случае привела к значительному увеличению рисков бизнеса и ухудшению качества услуги, оказываемой населению.
В соответствии с федеральным законом 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» единственным критерием отбора государственных поставщиков стала цена: кто предлагает меньше, тот и получает контракт. Известность компании, ее кредитная история, репутация на рынке — формально все эти критерии перестали иметь значение.
С одной стороны, новый подход несколько «отодвинул» некоторых крупнейших дистрибьюторов, которые, пользуясь своим влиянием и административными рычагами, могли навязывать государству услуги по заведомо завышенным ценам. Яркий пример — аукцион на поставку медицинских имуннобиологических препаратов. Начальная цена контракта по этому лоту составляла 3,57 млрд руб., а итоговая цена — 1,03 млрд руб.
Таким образом, экономия только по этой позиции составила 2,54 млрд руб., что более 70%. «Если бы вместо аукциона проводился, как раньше, конкурс, то, думаю, итоговая цена контракта не сильно бы отличалась от начальной», — заявил начальник управления по контролю за размещением госзаказа ФАС Михаил Евраев. Ранее он неоднократно говорил о том, что сэкономленные средства можно будет потратить на покупку дополнительных лекарств.
С другой стороны, аукционы открыли путь к госзаказу огромному количеству региональных компаний, деловая и финансовая состоятельность которых вызывает вопросы. Больше всего темных лошадок появилось на закупочных аукционах по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), за проведение которых теперь отвечает не «Росздрав», а местные администрации.
Новые игроки, название которых ничего не говорит производителям лекарств, в ряде случаев выставляли баснословно низкие цены на препараты, оттесняя проверенных поставщиков, заключали контракты, а потом внезапно отказывались от своих обязательств или просто настолько затягивали поставки, что региональным властям приходилось самим отказываться от их услуг. Федеральные поставщики также подводили в минувшем году. Образовался черный список подобных компаний, которые в дальнейшем не будут допускаться к торгам. Так, ФАС включила в реестр недобросовестных поставщиков ЗАО «Мединторг».
Эта компания была единственным участником торгов, проводимых в рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007—2011 годы)» в разделе «Туберкулез». Но уже после подписания протокола аукционной комиссии, признавшей компанию победителем, ЗАО «Мединторг» попыталось отозвать свою заявку и не захотело заключать контракт.
Но хуже всего система аукционов показала себя в сфере закупок медикаментов, считают эксперты. Ассоциация российских фармпроизводителей (АРФП) даже направила в профильный комитет Торгово-промышленной палаты предложение по совершенствованию механизма размещения заказов. В частности, члены этой организации предлагали допускать к участию в торгах только производителей, имеющих сертификат соответствия производства и системы качества международным стандартам GMP.
Дело в том, что в начале года многие российские и иностранные производители столкнулись с дистрибьюторами-самозванцами. «Новые для нас региональные дистрибьюторы вышли на аукционы, не согласовав стоимость препарата с производителем или даже возможность самой поставки, и в результате столкнулись с тем, что некоторые препараты, которые они хотели поставлять, уже вышли из производства.