Около 20 лет назад появилась первая крионическая компания. Теперь же их много, и каждой приходится придумывать нечто оригинальное с тем, чтобы выделиться среди конкурентов. В России, кстати, подобные организации тоже есть, хотя их не так уж и много. При заморозке клиентам сохраняют мозг, чтобы в дальнейшем человек, если его разморозят, сохранил прижизненные способности. По словам создателей подобных компаний, люди обращаются самые разные — как пациенты клиник с неутешительным диагнозом, так и владельцы животных, желающие навечно сохранить своих любимцев.
Собственно, удивляться тому, что кто-то добровольно соглашается на, фактически, эвтаназию, не приходится, ведь крионика во многих случаях — последний шанс, хотя и весьма необычный.
Расценки на услуги «криомедиков» могут быть самыми разными. Например, одна из российских компаний берет за свои услуги 12 тысяч долларов США. Это только лишь сохранение в замороженном состоянии мозга. Ценник за заморозку и хранения тела с головой составляет $36 тысяч, сохранение животного от $12 тысяч. Естественно, клиентами таких компаний являются обеспеченные люди.
Ну а поскольку в этой сфере есть деньги, то рынок расширяется, все больше организаций начинает предлагать аналогичные услуги. Некоторые из таких компаний решают заняться определенной «нишевым криобизнесом». Одна из таких компаний — Nectome. Работает она в США, а ее главная цель — сохранение мозга своих клиентов для оцифровки. Другими словами, клиентам дарят шанс на вечную жизнь в цифровом пространстве. Понятно, что сейчас такой технологии нет, поэтому ее собираются использовать в будущем, после появления.
При этом руководство компании признает, что процедура заморозки мозга на данный момент полностью фатальна, оживить тело человека, прошедшего такую процедуру, современными технологиями не получится. Но это и не требуется, поскольку основная идея — создание цифровых копий людей. Проект настолько понравился команде Y Combinator, что стартап выделили среди большого количества чисто технологических компаний.
Оцифровка мозга, а вернее, сознания человека — идея, которая будоражит воображение многих людей. В числе прочих — Рэймонд Курцвейл. Показана эта идея и в некоторых фильмах и книгах (в сериале «Черное зеркало» вопрос тоже поднимается). И действительно, если представить, что сознание человека научились оцифровывать, то становится понятно, что речь идет о бессмертии, одной из его форм.
Кстати, компания Nectome не является «однодневкой», во всяком случае, с ней сотрудничают многие специалисты. Один из них, Эдвард Бойден, является ведущим нейробиологом в MIT. Кроме того, компания получила спонсорскую поддержку властей одного из штатов США.
Тем не менее, некоторые ученые подвергают сомнению работоспособность модели компании. По их мнению, предоставление своего мозга некой компании, которая собирается держать его в замороженном состоянии многие годы, не лучшая для идея. Кроме того, возникает большое количество вопросов этического и философского характера, ответить на которые не так-то и просто.
В целом, процедура извлечения мозга человека для последующей оцифровки (неизвестно в насколько отдаленном будущем) для клиента не будет отличаться от эвтаназии. Единственное, что отличает Nectome от существующих «сервисов» эвтаназии — у клиента после смерти извлекают мозг, который замораживается. Многие верят в то, что в будущем процедура оцифровки будет действительно доступна.
Несмотря на то, что сервис уже существует и предлагает свои услуги, «хранилище для мозгов» еще не готово и не будет готово в течение ближайших нескольких лет. Кроме того, нет никакой гарантии в том, что в замороженном мозге сохранится память и все то, что формирует личность (что, кстати, неизвестно). Тем не менее, компания без зазрения совести объявила о том, что будет работать по примеру Tesla, которая попросила предоплату при оформлении предзаказа на еще не изготовленные электромобили. Правда, в отличие от реального продукта, Nectome продает, фактически, воздух. Да и за оформление предзаказа просит не $1000, а в десять раз больше, чем у Tesla. Правда, клиентам, которые передумали, обещают вернуть средства.
На данный момент уже нашлось 25 доверчивых клиентов, которые выделили средства в полном объеме. Один из них — Сэм Альтман, 32-летний инвестор, сооснователь Y Combinator. По его мнению, компания, которая обещает оцифровать мозг человека, сможет добиться реальных результатов по мере развития технологий.
Разработка сервера, где будет храниться вся информация о замороженном мозге пациентов, займет несколько лет. Это не такой уже и простой процесс, так что повозиться ученым придется изрядно. Основная проблема в том, что, насколько можно судить, мозг при заморозке необратимо повреждается.
Новое — хорошо забытое старое
Идея хранения тел или отдельных органов в замороженном виде далеко не нова. Организации, которые занимаются замораживанием и дальнейшим хранением тел, существуют пару десятков лет. Одна из наиболее известных компаний такого рода — Alcor Life Extension Foundation. В ее криоконтейнерах хранится 150 тел и голов клиентов отдельно от тела, замороженных при помощи жидкого азота. Одно из тел принадлежит бывшему спортсмену, известному бейсболисту Теду Уильямсу. Заморозку с обещанием разморозить тело и вылечить его проводят несмотря на то, что ученые не знают, насколько сильно влияет заморозка при сверхнизких температурах на отдельные органы и мозг.
Несколько лет назад была основана компания 21st Century Medicine. Цель основателей — прояснить ситуацию с повреждениями от сверхнизких температур. Ученые, основавшие эту компанию, создали, кроме всего прочего, новый комбинированный метод заморозки, совмещенный с бальзамированием. Он доказал свою эффективность, хотя бы потому, что видимых повреждений головного мозга при таком способе заморозки нет. Специалисты проверили не только состояние тканей, но и синапсов отдельных нейронов, коннектом. Выяснилось, что никаких видимых повреждений нет.
По мнению нейробиологов, коннектомы отдельно взятого человека могут служить для расшифровки/хранения его личности. В этом, в частности, уверен Кен Хейтворт, неройбиолог, который занимает пост президента Brain Preservation Foundation. Организация наградила основателей 21st Century Medicine за практически полную сохранность мозга свиньи, который ученые заморозили при помощи своего метода.
Интереснее всего то, что мозг, возможно, и не понадобится размораживать для оцифровки. «Когда мозг мертв, его можно сравнить с выключенным компьютером, который все равно хранит необходимую информацию на жестком диске», — говорит Хейтворт. Конечно, сравнение очень и очень приблизительное, корректным назвать его нельзя. Но основатели сервиса оперируют именно такими понятиями.
Они считают, что информацию можно извлечь, если построить цифровую копию замороженного мозга, с учетом всех, абсолютно всех связей. А ведь их — огромное количество. Сейчас даже изучение мозга мыши — сложнейшая задача, что уж и говорить о мозге человека. «Возможно, мы сможем реализовать эти планы через 100 лет», — говорит Хейтворт. Сам он утверждает, что если он однажды узнает о том, что смертельно болен, то выберет эвтаназию, которую сам и изобрел, в надежде на то, что его мозг смогут оцифровать в будущем.
Серьезность своих намерений относительно недавно продемонстрировали представители Nectome. Они смогли получить тело умершей пожилой женщины, и извлекли ее мозг всего через 2,5 часа после смерти. Мозг был заморожен для того, чтобы продемонстрировать возможности технологии. Это была первая демонстрация метода, получившего название «альдегид-стабилизированная криоконсервация».
Тело было получено от компании Aeternitas. Она распоряжается телами людей, которые завещали свою бренную оболочку науке. Возраст, причины смерти и прочие детали не указываются во избежание раскрытия личности умершей. Процедура подготовки длится около шести часов, все необходимые действия производятся в морге. По словам создателей технологии, все это можно рассматривать, как бальзамирование, сохраняющее не только внешние признаки, но и внутреннее содержимое, то есть личность человека. Мозг женщины был подготовлен весьма тщательно и после замораживания стал одним из «пионеров» сервиса Nectome.
После процедуры его разделили на тончайшие пластины, сфотографированные при помощи электронного микроскопа. Все это нужно для того, чтобы получить изображения всех элементов мозга, включая самые тонкие связи между отдельными клетками. Лишь в этом случае мозг можно будет оцифровать, хотя и в будущем.
Несмотря на несколько скептическое отношение ученых к Nectome, компании удалось получить солидное финансирование. Например, $960 000 было предоставлено Национальным институтом психического здоровья (англ. National Institute of Mental Health). Еще около $100 000 стартап получил у Y combinator.
Выше было сказано, что многие ученые скептически относятся к инициативе стартапа. Проблема в том, что сейчас мы не знаем, что собой представляет сознание человека. Так что вовсе нет гарантии того, что оцифровав изображения, сделанные электронным микроскопом (даже при условии, что все это выполнено без малейших нарушений и очень тщительно), мозг станет действовать в виде компьютерной модели. Да и неясно, когда именно появятся технологии, которые позволят проводить процедуру оцифровки. Она чрезвычайно сложная. Компьютерная техника, которая способна обработать всю эту информацию, создав цифровую модель, появится очень нескоро, если вообще появится.
Около 20 лет назад появилась первая крионическая компания. Теперь же их много, и каждой приходится придумывать нечто оригинальное с тем, чтобы выделиться среди конкурентов. В России, кстати, подобные организации тоже есть, хотя их не так уж и много. При заморозке клиентам сохраняют мозг, чтобы в дальнейшем человек, если его разморозят, сохранил прижизненные способности. По словам создателей подобных компаний, люди обращаются самые разные — как пациенты клиник с неутешительным диагнозом, так и владельцы животных, желающие навечно сохранить своих любимцев.
Собственно, удивляться тому, что кто-то добровольно соглашается на, фактически, эвтаназию, не приходится, ведь крионика во многих случаях — последний шанс, хотя и весьма необычный.
Расценки на услуги «криомедиков» могут быть самыми разными. Например, одна из российских компаний берет за свои услуги 12 тысяч долларов США. Это только лишь сохранение в замороженном состоянии мозга. Ценник за заморозку и хранения тела с головой составляет $36 тысяч, сохранение животного от $12 тысяч. Естественно, клиентами таких компаний являются обеспеченные люди.
Ну а поскольку в этой сфере есть деньги, то рынок расширяется, все больше организаций начинает предлагать аналогичные услуги. Некоторые из таких компаний решают заняться определенной «нишевым криобизнесом». Одна из таких компаний — Nectome. Работает она в США, а ее главная цель — сохранение мозга своих клиентов для оцифровки. Другими словами, клиентам дарят шанс на вечную жизнь в цифровом пространстве. Понятно, что сейчас такой технологии нет, поэтому ее собираются использовать в будущем, после появления.
При этом руководство компании признает, что процедура заморозки мозга на данный момент полностью фатальна, оживить тело человека, прошедшего такую процедуру, современными технологиями не получится. Но это и не требуется, поскольку основная идея — создание цифровых копий людей. Проект настолько понравился команде Y Combinator, что стартап выделили среди большого количества чисто технологических компаний.
Оцифровка мозга, а вернее, сознания человека — идея, которая будоражит воображение многих людей. В числе прочих — Рэймонд Курцвейл. Показана эта идея и в некоторых фильмах и книгах (в сериале «Черное зеркало» вопрос тоже поднимается). И действительно, если представить, что сознание человека научились оцифровывать, то становится понятно, что речь идет о бессмертии, одной из его форм.
Кстати, компания Nectome не является «однодневкой», во всяком случае, с ней сотрудничают многие специалисты. Один из них, Эдвард Бойден, является ведущим нейробиологом в MIT. Кроме того, компания получила спонсорскую поддержку властей одного из штатов США.
Тем не менее, некоторые ученые подвергают сомнению работоспособность модели компании. По их мнению, предоставление своего мозга некой компании, которая собирается держать его в замороженном состоянии многие годы, не лучшая для идея. Кроме того, возникает большое количество вопросов этического и философского характера, ответить на которые не так-то и просто.
В целом, процедура извлечения мозга человека для последующей оцифровки (неизвестно в насколько отдаленном будущем) для клиента не будет отличаться от эвтаназии. Единственное, что отличает Nectome от существующих «сервисов» эвтаназии — у клиента после смерти извлекают мозг, который замораживается. Многие верят в то, что в будущем процедура оцифровки будет действительно доступна.
Несмотря на то, что сервис уже существует и предлагает свои услуги, «хранилище для мозгов» еще не готово и не будет готово в течение ближайших нескольких лет. Кроме того, нет никакой гарантии в том, что в замороженном мозге сохранится память и все то, что формирует личность (что, кстати, неизвестно). Тем не менее, компания без зазрения совести объявила о том, что будет работать по примеру Tesla, которая попросила предоплату при оформлении предзаказа на еще не изготовленные электромобили. Правда, в отличие от реального продукта, Nectome продает, фактически, воздух. Да и за оформление предзаказа просит не $1000, а в десять раз больше, чем у Tesla. Правда, клиентам, которые передумали, обещают вернуть средства.
На данный момент уже нашлось 25 доверчивых клиентов, которые выделили средства в полном объеме. Один из них — Сэм Альтман, 32-летний инвестор, сооснователь Y Combinator. По его мнению, компания, которая обещает оцифровать мозг человека, сможет добиться реальных результатов по мере развития технологий.
Разработка сервера, где будет храниться вся информация о замороженном мозге пациентов, займет несколько лет. Это не такой уже и простой процесс, так что повозиться ученым придется изрядно. Основная проблема в том, что, насколько можно судить, мозг при заморозке необратимо повреждается.
Новое — хорошо забытое старое
Идея хранения тел или отдельных органов в замороженном виде далеко не нова. Организации, которые занимаются замораживанием и дальнейшим хранением тел, существуют пару десятков лет. Одна из наиболее известных компаний такого рода — Alcor Life Extension Foundation. В ее криоконтейнерах хранится 150 тел и голов клиентов отдельно от тела, замороженных при помощи жидкого азота. Одно из тел принадлежит бывшему спортсмену, известному бейсболисту Теду Уильямсу. Заморозку с обещанием разморозить тело и вылечить его проводят несмотря на то, что ученые не знают, насколько сильно влияет заморозка при сверхнизких температурах на отдельные органы и мозг.
Несколько лет назад была основана компания 21st Century Medicine. Цель основателей — прояснить ситуацию с повреждениями от сверхнизких температур. Ученые, основавшие эту компанию, создали, кроме всего прочего, новый комбинированный метод заморозки, совмещенный с бальзамированием. Он доказал свою эффективность, хотя бы потому, что видимых повреждений головного мозга при таком способе заморозки нет. Специалисты проверили не только состояние тканей, но и синапсов отдельных нейронов, коннектом. Выяснилось, что никаких видимых повреждений нет.
По мнению нейробиологов, коннектомы отдельно взятого человека могут служить для расшифровки/хранения его личности. В этом, в частности, уверен Кен Хейтворт, неройбиолог, который занимает пост президента Brain Preservation Foundation. Организация наградила основателей 21st Century Medicine за практически полную сохранность мозга свиньи, который ученые заморозили при помощи своего метода.
Интереснее всего то, что мозг, возможно, и не понадобится размораживать для оцифровки. «Когда мозг мертв, его можно сравнить с выключенным компьютером, который все равно хранит необходимую информацию на жестком диске», — говорит Хейтворт. Конечно, сравнение очень и очень приблизительное, корректным назвать его нельзя. Но основатели сервиса оперируют именно такими понятиями.
Они считают, что информацию можно извлечь, если построить цифровую копию замороженного мозга, с учетом всех, абсолютно всех связей. А ведь их — огромное количество. Сейчас даже изучение мозга мыши — сложнейшая задача, что уж и говорить о мозге человека. «Возможно, мы сможем реализовать эти планы через 100 лет», — говорит Хейтворт. Сам он утверждает, что если он однажды узнает о том, что смертельно болен, то выберет эвтаназию, которую сам и изобрел, в надежде на то, что его мозг смогут оцифровать в будущем.
Серьезность своих намерений относительно недавно продемонстрировали представители Nectome. Они смогли получить тело умершей пожилой женщины, и извлекли ее мозг всего через 2,5 часа после смерти. Мозг был заморожен для того, чтобы продемонстрировать возможности технологии. Это была первая демонстрация метода, получившего название «альдегид-стабилизированная криоконсервация».
Тело было получено от компании Aeternitas. Она распоряжается телами людей, которые завещали свою бренную оболочку науке. Возраст, причины смерти и прочие детали не указываются во избежание раскрытия личности умершей. Процедура подготовки длится около шести часов, все необходимые действия производятся в морге. По словам создателей технологии, все это можно рассматривать, как бальзамирование, сохраняющее не только внешние признаки, но и внутреннее содержимое, то есть личность человека. Мозг женщины был подготовлен весьма тщательно и после замораживания стал одним из «пионеров» сервиса Nectome.
После процедуры его разделили на тончайшие пластины, сфотографированные при помощи электронного микроскопа. Все это нужно для того, чтобы получить изображения всех элементов мозга, включая самые тонкие связи между отдельными клетками. Лишь в этом случае мозг можно будет оцифровать, хотя и в будущем.
Несмотря на несколько скептическое отношение ученых к Nectome, компании удалось получить солидное финансирование. Например, $960 000 было предоставлено Национальным институтом психического здоровья (англ. National Institute of Mental Health). Еще около $100 000 стартап получил у Y combinator.
Выше было сказано, что многие ученые скептически относятся к инициативе стартапа. Проблема в том, что сейчас мы не знаем, что собой представляет сознание человека. Так что вовсе нет гарантии того, что оцифровав изображения, сделанные электронным микроскопом (даже при условии, что все это выполнено без малейших нарушений и очень тщительно), мозг станет действовать в виде компьютерной модели. Да и неясно, когда именно появятся технологии, которые позволят проводить процедуру оцифровки. Она чрезвычайно сложная. Компьютерная техника, которая способна обработать всю эту информацию, создав цифровую модель, появится очень нескоро, если вообще появится.