Исторический звездолет вот-вот должен нас высадить (или сбросить), как ожидается, в одну из прошлых эпох. Оптимисты загадывают: пусть это будут 1990-е. И действительно, хорошо бы 90-е.
К этой эпохе мы приспособлены лучше всего. И главные герои того времени все еще живы и даже мобилизованы. Повздыхали несколько дней и кубатурят с новой силой: кто-то пытается спасать свои вложения, кто-то спешно тестирует новые неудобные каналы ввоза и вывоза товаров, кто-то латает дыры в ассортименте, а кто-то пытается моделировать непроглядное космическое будущее – то есть май-июнь 2022 года.
За пару недель изменились и перенастроились даже чиновники. Люди вроде те же, да не те. Оказалось, что симпатичными и эмпатичными они могут быть не только в караоке. Спесь чуточку посбилась, и вот они уже больше похожи на тех, кто в 90-х вместе с предпринимателями заново возводили поверх руин систему здравоохранения в стране. Тебя снова слушают и слышат, хотя сильно обольщаться не нужно. Очень глубокой либерализации вряд ли кто-то допустит (не разгонять же весь аппарат), но максимум свобод и льгот тоже не явлен.
Предложения по легализации параллельного импорта, отмене ввозных пошлин, упрощению процедуры регистрации лекарств – это, конечно, хорошо. Но всем на рынке понятно, что этим проблему доступности препаратов и роста цен не закрыть. Как минимум, придется на время снести все то, что нагородили после кризиса 2008 года – перепридумать механизм регулирования цен на препараты из перечня ЖНВЛП; начать признавать результаты КИ препаратов в других (референтных) странах, а не продолжать обязывать к проведению национальных испытаний для получения «рушек»; ну и, наконец, ввести мораторий на российские GMP-инспекции для зарубежных предприятий, чьи линии уже получили соответствующие сертификаты стран, скажем так, известных щепетильным отношением к вопросам качества.
И это далеко не вся работа. Государству хорошо бы присмотреть за тем, чтобы под угрозой исчезновения не оказались крупные аптечные сети (они же налогоплательщики, они же работодатели). А для этого нужно обратить внимание на культуру их отношений с дистрибьюторами. Не дай Бог последние войдут в настоящий азарт, договорятся промеж собой и так порежут отсрочки по товарным кредитам, что пережить кассовый разрыв серьезная организованная розница не сможет. Время ли сейчас для этого?
Дмитрий Кряжев, издатель и главный редактор Vademecum