За три года объем закупок лекарств за счет бюджетных средств различных уровней, по данным Счетной палаты, составил 1,867 трлн рублей, а объем производства препаратов в 2021–2023 годах в стоимостном выражении – 2,364 трлн рублей.
В СП указали, что ключевые меры госрегулирования цен на препараты, в том числе механизм формирования перечня ЖНВЛП, регистрация предельных отпускных цен, формирование и ведение реестра предельных отпускных цен, а также установление властями регионов предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, в целом «обеспечивают доступность лекарств для медицинских организаций и пациентов, но при этом имеют потенциал для повышения эффективности».
Объем закупок лекарств отечественного производства в 2021–2023 годах составил 41,1% (или 594,1 млрд рублей). Уровень закупок иностранных препаратов в 2021 году был 56%, в 2022 году – 60,9%, в 2023 году – 59,6%.
Как выяснили в СП, предельная отпускная цена на лекарства из перечня ЖНВЛП в указанном периоде имела признаки завышения, что подтверждается закупками заказчиками этих препаратов по ценам ниже предельной отпускной стоимости, а также наличием системы бонусов (премий), выплачиваемых производителем дистрибьютору.
Аудиторы уточнили, что сейчас порядок расчета предельной отпускной цены на лекарства не предусматривает осуществление достаточного контроля за достоверностью и обоснованностью сведений, включенных производителем в расчет затрат на производство. Из-за этого существует возможность предоставления недостоверной информации. Так, согласно проведенному анализу, за три года 42% закупок препаратов из перечня ЖНВЛП осуществлялись по стоимости ниже установленной предельной отпускной цены. Среднее снижение стоимости таких закупок от предельной цены зафиксировали на уровне 32,1%, что свидетельствует о признаках завышения отпускной стоимости препаратов.
В СП указали, что Минздраву необходимо повышать качество информации о препаратах используемых государственными заказчиками информационных базах данных с целью снижения возможности дискриминации ряда лекарств и повышения точности расчетов начальной максимальной цены на препараты при проведении госзакупок.
«Следует отметить, что помимо существенного потенциала для повышения экономности расходования бюджетных средств на приобретение лекарственных препаратов за счет пересмотра подходов к установлению предельной отпускной цены, в рамках мероприятия выявлены резервы для повышения экономности закупок. Так, рынок закупки лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП за счет бюджетных средств требует повышения уровня конкуренции», – говорится в отчете СП.
Недостаточной аудиторы считают и методику измерения уровня розничных цен на препараты – она требует доработки. В частности, на региональном уровне централизованные закупки препаратов из перечня ЖНВЛП проводятся в 44 регионах. В 32 из них централизация привела к положительному экономическому эффекту, в связи с чем стоимость закупаемых лекарств снизилась на 4,2% по сравнению с самостоятельными закупками. Было установлено, что ряд регионов закупает препараты по ценам выше, чем в среднем по экономическим районам – это приводит к дополнительным бюджетным расходам. Поэтому, полагают в СП, методика и нуждается в пересмотре.
«Результативность мер по государственному регулированию цен на лекарственные препараты оценивается как недостаточная и требует повышения. Экономность использования бюджетных средств на закупку лекарственных препаратов оценивается как недостаточная. Закупки лекарственных препаратов федеральными учреждениями производятся недостаточно эффективно, что приводит к дополнительным бюджетным расходам. Централизация закупок лекарственных препаратов для федеральных учреждений будет способствовать повышению эффективности закупок лекарственных препаратов», – отмечается в наиболее значимых выводах отчета Счетной палаты.
В конце ноября 2024 года СП представила отчет о количестве и объемах несостоявшихся госзакупок – случаев, когда контракт заключался без конкурса по единственной заявке, тендер оставался без заявок либо заявка участника не соответствовала требованиям профильного законодательства. Одним из самых ярких примеров оказалась централизация закупок Минздрава РФ – 82,8% контрактов на сумму 266,4 млрд рублей, заключенных ведомством в 2023 году, были признаны аудиторами несостоявшимися закупками.
В СП уточнили, что значительный рост количества контрактов, заключенных по несостоявшимся закупкам, произошел в 2019 году – тогда Минздрав стал централизованно закупать для российских субъектов лекарства. Доля контрактов составляла 77,6%, стоимость заключенных контрактов – 210 млрд рублей.
За три года объем закупок лекарств за счет бюджетных средств различных уровней, по данным Счетной палаты, составил 1,867 трлн рублей, а объем производства препаратов в 2021–2023 годах в стоимостном выражении – 2,364 трлн рублей.
В СП указали, что ключевые меры госрегулирования цен на препараты, в том числе механизм формирования перечня ЖНВЛП, регистрация предельных отпускных цен, формирование и ведение реестра предельных отпускных цен, а также установление властями регионов предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, в целом «обеспечивают доступность лекарств для медицинских организаций и пациентов, но при этом имеют потенциал для повышения эффективности».
Объем закупок лекарств отечественного производства в 2021–2023 годах составил 41,1% (или 594,1 млрд рублей). Уровень закупок иностранных препаратов в 2021 году был 56%, в 2022 году – 60,9%, в 2023 году – 59,6%.
Как выяснили в СП, предельная отпускная цена на лекарства из перечня ЖНВЛП в указанном периоде имела признаки завышения, что подтверждается закупками заказчиками этих препаратов по ценам ниже предельной отпускной стоимости, а также наличием системы бонусов (премий), выплачиваемых производителем дистрибьютору.
Аудиторы уточнили, что сейчас порядок расчета предельной отпускной цены на лекарства не предусматривает осуществление достаточного контроля за достоверностью и обоснованностью сведений, включенных производителем в расчет затрат на производство. Из-за этого существует возможность предоставления недостоверной информации. Так, согласно проведенному анализу, за три года 42% закупок препаратов из перечня ЖНВЛП осуществлялись по стоимости ниже установленной предельной отпускной цены. Среднее снижение стоимости таких закупок от предельной цены зафиксировали на уровне 32,1%, что свидетельствует о признаках завышения отпускной стоимости препаратов.
В СП указали, что Минздраву необходимо повышать качество информации о препаратах используемых государственными заказчиками информационных базах данных с целью снижения возможности дискриминации ряда лекарств и повышения точности расчетов начальной максимальной цены на препараты при проведении госзакупок.
«Следует отметить, что помимо существенного потенциала для повышения экономности расходования бюджетных средств на приобретение лекарственных препаратов за счет пересмотра подходов к установлению предельной отпускной цены, в рамках мероприятия выявлены резервы для повышения экономности закупок. Так, рынок закупки лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП за счет бюджетных средств требует повышения уровня конкуренции», – говорится в отчете СП.
Недостаточной аудиторы считают и методику измерения уровня розничных цен на препараты – она требует доработки. В частности, на региональном уровне централизованные закупки препаратов из перечня ЖНВЛП проводятся в 44 регионах. В 32 из них централизация привела к положительному экономическому эффекту, в связи с чем стоимость закупаемых лекарств снизилась на 4,2% по сравнению с самостоятельными закупками. Было установлено, что ряд регионов закупает препараты по ценам выше, чем в среднем по экономическим районам – это приводит к дополнительным бюджетным расходам. Поэтому, полагают в СП, методика и нуждается в пересмотре.
«Результативность мер по государственному регулированию цен на лекарственные препараты оценивается как недостаточная и требует повышения. Экономность использования бюджетных средств на закупку лекарственных препаратов оценивается как недостаточная. Закупки лекарственных препаратов федеральными учреждениями производятся недостаточно эффективно, что приводит к дополнительным бюджетным расходам. Централизация закупок лекарственных препаратов для федеральных учреждений будет способствовать повышению эффективности закупок лекарственных препаратов», – отмечается в наиболее значимых выводах отчета Счетной палаты.
В конце ноября 2024 года СП представила отчет о количестве и объемах несостоявшихся госзакупок – случаев, когда контракт заключался без конкурса по единственной заявке, тендер оставался без заявок либо заявка участника не соответствовала требованиям профильного законодательства. Одним из самых ярких примеров оказалась централизация закупок Минздрава РФ – 82,8% контрактов на сумму 266,4 млрд рублей, заключенных ведомством в 2023 году, были признаны аудиторами несостоявшимися закупками.
В СП уточнили, что значительный рост количества контрактов, заключенных по несостоявшимся закупкам, произошел в 2019 году – тогда Минздрав стал централизованно закупать для российских субъектов лекарства. Доля контрактов составляла 77,6%, стоимость заключенных контрактов – 210 млрд рублей.