Высокая распространенность коинфекции ВИЧ и ВГС наблюдается во многих странах мира. Так, в США количество таких больных составляет около 30%, в странах Восточной Европы – 33%. Но лидирующее место в этом списке занимает Россия: в нашей стране, в зависимости от региона, 74-86% ВИЧ-инфицированных также заражены вирусом гепатита С.
Выступавший на симпозиуме Стефано Велла, руководитель Департамента фармакологии и терапевтических исследований, председатель Группы изучения ВИЧ и гепатитов Итальянского Национального Института Здоровья (ISS), поделился европейским опытом лечения гепатита С, а также коинфекции ВИЧ/ВГС. Традиционно для лечения гепатита С используют комбинацию пегилированного интерферона и рибавирина.
Однако, такая схема не является эффективной на 100%, демонстрируя удовлетворительные результаты: устойчивого вирусологического ответа (УВО) достигают всего лишь 40%–50% пациентов. При этом для пациентов с коинфекцией ВИЧ/ВГС стандартная схема лечения гепатита С менее эффективна, чем у больных с моноинфекцией гепатита С. Это обусловлено тем, что пациенты с ВИЧ-инфекцией хуже переносят лечение интерфероном и рибавирином. В то же время наличие ВИЧ усугубляет течение гепатита и ускоряет развитие фиброза и цирроза печени.
«С одной стороны, любое добавление новых препаратов к уже принимаемым пациентом неизбежно осложняет лечение: увеличивается лекарственная нагрузка, возможно развитие нежелательных межлекарственных взаимодействий, приводящих к изменению эффективных концентраций лекарственных препаратов в крови больного вследствие влияния на одни и те же ферменты метаболизма. А это может приводить к развитию побочных эффектов. Но, тем не менее, с внедрением новых препаратов мы ожидаем значительного улучшения результатов в лечении коинфекции ВИЧ и ВГС», — прокомментировал Стефано Велла.
В своем докладе Светлана Николаевна Кижло, заведующая отделением вирусных инфекций Санкт-Петербургского центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, рассказала о о современных подходах к лечению хронического гепатита С при коинфекции ВИЧ/ВГС. В частности, она обозначила факторы, определяющие необходимость лечения хронического гепатита С (ХГС) при наличии ВИЧ-инфекции. К ним относится высокая частота встречаемости коинфекции, более частое и быстрое прогрессирование поражения печени, являясь ведущей причиной смертности у ВИЧ-инфицированных. Кроме того, лечение гепатита С способно улучшить переносимость высокоактивной антиретровирусной терапии.
Лечение ХГС при наличии ВИЧ-инфекции имеет ряд особенностей. В первую очередь, всем ВИЧ-инфицированным пациентам с ХГС (при наличии РНК вируса гепатита С) показано лечение гепатита С перед началом высокоактивной антиретровирусной терапии. При этом, если количество CD4+ лимфоцитов менее 350 (25%) клеток/мм3, сначала проводят антиретровирусную терапию, а после увеличения числа CD4+ лимфоцитов подключают терапию ХГС.
С.Н. Кижло представила промежуточные данные исследования Study 110, целью которого явилось изучение эффективности и безопасности ингибитора протеазы телапревира в рамках терапии пациентов с коинфекцией ВИЧ/ВГС генотипа 1. Так, частота достижения быстрого вирусологического ответа после 4 недель терапии составила 70%, а через 12 недель после окончания терапии УВО наблюдался у 74% пациентов по сравнению с 45% в группе контроля.
В качестве общих рекомендаций к лечению коинфекции ВИЧ/ВГС специалисты отметили, что при сочетании лечения ХГС и антиретровирусной терапии необходима коррекция схемы лечения с учетом возможных межлекарственных взаимодействий. С целью повышения эффективности терапии ХГС 1 генотипа у пациентов с коинфекцией ВИЧ/ВГС докладчики обозначили необходимость применения ингибитора вирусной протеазы, например, телапревира.