Перечислять можно долго. Это, в первую очередь, развал отечественной медицины, апофеозом которого стала проводимая уже несколько лет так называемая “оптимизация здравоохранения”. Развал санитарно-эпидемиологической службы (как бы не хвалились мы тем, что в других странах ещё хуже). Это неправильные с точки зрения эпидемиологии поступки властей, не обеспечивших изоляцию от трапа самолёта всех пребывающих в страну из-за рубежа. Хотя стоят пустыми многочисленные пансионаты, санатории, турбазы и пр. Но не смогли чиновники договориться и обеспечить это важнейшее действие. В этих условиях вывоз людей из очага инфекции в “чистую” популяцию – это то, о чём говорят “простота хуже воровства”. Ради пиара о якобы заботе о нескольких тысячах своих гражданах (“своих не бросаем”) подвергли опасности жизни миллионов людей. Это непростительная глупость.
Профессионализм – жёсткая штука. И в медицине особенно.
Не была обеспечена юридическая поддержка карантинных мероприятий.
Об ответственности из-за нарушения карантина власти задумались лишь тогда, когда его нарушение приобрело массовый характер, как и рост числа заболевших. Лишь тогда Дума стала решать эти вопросы. А до этого СМИ чуть ли не героями выставляли сбегающих из боксов инфекционных больниц пациентов, а мэр столицы чуть ли не со смехом рассказывал президенту, как их отлавливает и возвращает обратно полиция.
Сейчас в крупных городах начали массово фиксировать заболевших. И что же? Больницы хаотично перепрофилируются под приём больных коронаинфекцией, затем внезапно выяснятся, что выбранные больницы не годятся, и всё переигрывается по новой. В одной больнице закрывают лишь отделение, в другой – всю больницу. Где-то персонал изолируют непосредственно в леченом учреждении, где-то отпускают по домам.
Решения организаторами здравоохранения и чиновниками принимаются хаотично, я бы даже сказал, истерично. И совершено очевидно, что без всякого плана. А почему нет плана? Чем же занимались до этого многочисленные структуры Гражданской обороны? Их начальники, сидящие на неплохих окладах и соцпакетах, которые и не снились врачам. А эпидемиологической службы? Где их планы? Где учения? Планы на разные варианты развития событий? Почему нет на складах средств индивидуальной защиты не только для населения, но даже для медиков, работающих в очагах? Но это лишь первая часть вопросов. Далее.
Общество опустило социальный статус врача “ниже плинтуса”. Это привело к активному оттоку кадров из неё и нарастающему кадровому дефициту, местами перерастающему уже в кадровую катастрофу. Причём не в экстремальных условиях эпидемии, а в самых обычных. Кадровая убыль превышает приток молодых специалистов. Что, в свою очередь, привело к эффекту старения кадров; сегодня четверть врачей и треть медсестёр предпенсионного и пенсионного возраста.
Ну и медицина никогда не была “оздоровительной” профессией; уровень здоровья медработников в среднем ниже, чем у населения.
Кроме больных короновирусной инфекцией остались все прежние больные с прежними болезнями. Кто же будет завтра лечить их, если уже сегодня их лечить некому?
Я уж не говорю о том, а кто же будет лечить тех же “короновирусников”, когда полягут все врачи, фельдшера и сёстры из группы риска. А это произойдёт и очень быстро.
Во время войны врач был первый, кого защищали и спасали остальные бойцы, даже ценой своей жизни. Потому, что без врача умрут многие.
И было разумно и правильно пожертвовать малым числом рядовых солдат ради спасения врача, который спасёт и вернёт в строй многих.
А сейчас общество призывает врачей пожертвовать своей жизнью за один раз. Эдакий “одноразовый врач” вам нужен, лишь бы вас спасти.
Но идти на почти заведомую смерть врачам просто неразумно, нерационально и лишено смысла. Сегодня врач спасёт ценой своей жизни десятерых, но цена этому будут не спасённые сотни и тысячи других, которых уже просто некому будет спасать.
Это непрофессионально. Да и заслужило ли общество такой жертвенности со стороны врачей? Итак:
- Обеспечьте врачей средствами индивидуальной защиты. Сегодня даже в этом врачам отказывают. Но в бой против вооружённого противника с голыми руками не посылают.
- Исключите из прямого контакта с инфицированными медперсонал из групп риска. Медики тоже люди, и подумайте хотя бы о том, кто вас будет лечить потом. Подготовить нового врача нужно лет десять.
- Застрахуйте здоровье и жизнь тех медиков, кто работает в зоне повышенного риска. У медиков есть семьи, которые должны быть обеспечены материально на случай утраты кормильца. Иначе медики будут заботиться больше о своих близких (т.е. о своей безопасности), чем о спасении чужих людей.
- Обеспечьте достойное материальное вознаграждение медикам, работающим в условиях повышенной нагрузки. Им нужно будет восстанавливаться.
- Обеспечьте врачам физическую и юридическую защиту на период работы в экстремальных условиях, потому что нарушения и ошибки при таких обстоятельствах неизбежны. Следственный Комитет распускать свои спецотделы по борьбе с врачами не спешит, а “благодарные граждане” по окончании эпидемии, не задержатся с жалобами и исками к медицинским учреждениям и врачам, спасавшим их жизни.
Не в первой, и иллюзий на этот счёт у врачей нет.
Автор: врач Игорь Семёнов