Скандал с «Биннофармом» определенно претендует на то, чтобы стать одним из главных сюжетов этого года. За частными спорами о премиальных начислениях между работодателем и бывшими работниками, как оказалось, скрывается куда более интересная история. Генеральный директор «Биннофарма» Алексей ЧУПИН рассказал главному редактору «ФВ» Дмитрию Кряжеву, почему решил сокращать персонал, что реально стоящего обнаружил в производственном портфеле компании и каким видит путь к ее финансовому оздоровлению.
—Понятно, что иски бывших сотрудников — это некий промежуточный итог всей истории вокруг вашего появления в «Биннофарме». Перечисляю все, что известно: в июне вас назначили генеральным директором вместо Игоря Варламова, который проработал в компании пару-тройку месяцев. Одновременно АФК «Система» объявляет, что принадлежащий вам завод по производству инфузионных растворов и кровезаменителей «Алиум» вольется в «Биннофарм». Все лето рынок полнится слухами о том, что вы перекраиваете команду и без сожаления расстаетесь с людьми. Как вы оказались в «Биннофарме» и что вас не устроило в том, что вы увидели?
— Полгода назад я еще не знал, что такое «Биннофарм». Началось все с того, что ко мне как к руководителю и совладельцу «Алиума» с идеей партнерства обратился Игорь Варламов. «Биннофарм» давно планировал построить собственный завод по производству инфузионных растворов и даже приобрел для этих целей все технологическое оборудование. Я зашел на сайт «Биннофарма», почитал про то, какая это замечательная компания. Идея мне показалась привлекательной. В первую очередь меня интересовал московский рынок, и, естественно, работать через партнера, за спиной которого есть мощный ресурс АФК «Система», в целом было заманчиво. Я познакомился с заместителем председателя Совета директоров АФК «Система» Дмитрием Львовичем Зубовым, который с первой нашей встречи сказал, что его в первую очередь интересуют не деньги, а люди. Мне такой подход показался понятным. Через несколько дней я познакомился с Владимиром Петровичем Евтушенковым (председатель Совета директоров «Системы»), который спросил меня, что я хочу в жизни. Я ответил, что хочу построить большую фармацевтическую компанию. Он предложил мне объединить активы и построить компанию вместе, а АФК «Система» сможет помочь инвестициями, а потом вывести акции новой компании на биржу.
— А ответ «нет» это предложение подразумевало?
— Конечно. Он сразу сказал: если эта история не про тебя, говори «нет», а если скажешь «да», давай через неделю, не позже, обсуждать условия. Честно говоря, я подобного поворота событий не ожидал, но с этого момента я ни минуты не сомневался с ответом «да» или «нет», я думал «как». Повторю, про «Биннофарм» я знал только то, что написано на официальном сайте компании. Мне кажется, я понял Владимира Петровича, его намерение построить одного из лидеров в фармации и моя мечта построить большую фармкомпанию просто совпали. Через неделю мы договорились. Первое условие — это объединение активов моей компании и «Биннофарма». Второе условие — это утверждение стратегии компании в «моей редакции». Третье условие — я беру на себя управление компанией, в т.ч. и кадровую политику. Владимир Петрович сказал: хорошо, я назначаю тебя генеральным директором. Контракт мы тогда подписали до 1 сентября. Игорь Варламов сначала перешел в «Систему» работать, а потом ушел совсем. Мы с ним нормально расстались. В конце концов кто знал, что так получится? Хотя именно Игорь, уходя, подписал тот самый приказ о выплате премий за 2010 г., из-за которого вся эта громкая история с судами началась. Видимо, в сердцах.
—И каким показался «Биннофарм»? О компании на рынке странное впечатление. Закрытой она никогда не была, но вот что-то определенное про нее никто толком сказать не мог: инвестиции в производство большие, а вся стратегия рассчитана на какой-то дальний забег, и выручка то и дело падает.
— Больше не падает. За июль наша выручка превысила показатели I квартала, за июль-август мы превысили показатели 1-го полугодия, и то ли еще будет. Вместо убытков, фиксируемых компанией более шести кварталов подряд, мы зафиксировали по итогам IIIквартала прибыль. Мне не нужны выручка и прибыль завтра, мне они нужны сегодня. Совет директоров «Биннофарма» меня утвердил в должности генерального директора 9 июня. «Биннофарм» меня не впечатлил, скорее, наоборот. Пиара там было больше, чем реального дела. Времени у меня на то, чтобы разобраться с активом в заданные сроки, было мало, но я попытался это сделать. Оказалось, что у компании было много PR-проектов, и только один реальный — это промышленное производство вакцины против гепатита B, больше ничего стоящего в продуктовом портфеле компании не было. Одновременно начал разбираться с финансами. Выяснил, что общая сумма задолженности компании потянула на 6 млрд руб., при этом выручка по итогам 1-го полугодия 2011 г. составила скромные 248 млн руб.
Теперь посмотрим на штат. В компании, которая делает по-хорошему один продукт, работали около 500 человек, причем такую статистику «делали» не производственные или научные работники, как должно было быть на заводе, а какие-то «PR», «GR» и разные «МВА». Компания генерила убытки, а сотрудникам еще и премии по итогам года начислялись. А все это в итоге дотировала АФК «Система». Так и жили, ежемесячно «распиливая» деньги, которые заработал акционер в других бизнесах.