Суть конфликта
В открытом письме сотрудники СМП отметили, что их главный страх в случае передачи услуг на аутсорсинг – потеря социальных гарантий. Также специалисты указали, что для государства в лице региональных властей поддержание эффективной работы центра СМП – важная социальная задача, а частную компанию будет интересовать только прибыль, которая зачастую достигается за счет экономии на выплатах работникам и обслуживании техники. В результате, считают авторы обращения, медучреждение может стать зависимым от частной компании. Работники СМП потребовали от властей внятных ответов и прекращения реформы, так как, по их мнению, она основана на провальном опыте и грозит уничтожить службу экстренной медпомощи.
Некоторые члены коллектива, которые пожелали остаться анонимными, рассказали Vademecum, что после опубликования открытого письма состоялась встреча с главой регионального Минздрава Сергеем Дмитриевым и местными профсоюзными деятелями. В процессе диалога обсуждались вопросы по аутсорсингу, настороженности коллектива и в целом о ситуации с автопарком СМП. Сейчас, по словам наших собеседников, обстановка в учреждении тревожная – водители не хотят работать на частную компанию, а медики боятся, что на место квалифицированных специалистов могут нанять абсолютно неподготовленных людей.
Представители коллектива также отметили, что ситуация с СМП в городе уже тяжелая – большие задержки на вызовах, нехватка бригад. Зимой же, считают специалисты, если региональный Минздрав ничего не предпримет, будет коллапс – в соотношении с численностью населения на линии работает слишком мало бригад. К тому же зарплата в организации, сообщили медработники, не такая уж и большая, что заставляет задумываться о смене вида деятельности.
Название компании, которая может стать аутсорсером, пока не известно. Областной Минздрав, а также главврач Регионального центра СМП не предоставили комментарии Vademecum.
В правительстве Калининградской области в ответ на запрос Vademecum сообщили, что сейчас в учреждении работают 122 автомобиля СМП, и у более чем 60 из них превышен срок эксплуатации (более 5 лет). Как объяснили в правительстве, такие машины необходимо менять на новые, а это потребует значительного объема средств. «Среди предложений действительно прорабатывался и вариант передачи парка на аутсорсинг, но в то же время ведется работа по поиску финансирования. Окончательного решения о том, по какому механизму будет обновлен парк скорой помощи, пока не принято», – заявили в правительстве.
Глава Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов в комментарии для Vademecum назвал систему аутсорсинга СМП странной и задался вопросом: почему «частник» может наладить работу «скорой» так, чтобы ему было выгодно, а местный Минздрав – нет? Обсуждаемая в Калининградской области схема работы СМП, считает парламентарий, наоборот, может увеличить расходы бюджета, и в целом будет лучше, если система оказания скорой медпомощи была бы полностью под управлением регионального Минздрава.
Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал в беседе с Vademecum отметил, что в случае передачи услуг СМП на аутсорсинг водители могут попасть в ситуацию, когда им предложат не бессрочный контракт, а срочный – на три года или год, так как аутсорсеры зачастую заключают контракты на определенное время. Нередко, по словам Коновала, такой договор является не трудовым, а об оказании услуг, соответственно – со снижением соцгарантий. То есть у водителей СМП не будет возможности уйти на оплачиваемый больничный, в отпуск, получить отчисления в социальные и иные фонды. Также, отметил сопредседатель профсоюза, бывали случаи, когда аутсорсеры переводили сотрудников в статус индивидуальных предпринимателей или самозанятых.
Кроме того, отметил Андрей Коновал, если по истечении установленного времени организация снова выиграет конкурс на аутсорсинг, есть вероятность, что с работником не продлят договор. Также многих специалистов не устраивает работа на частные компании, как итог – опытные кадры увольняются, а на их место приходят неопытные специалисты. Коновал подчеркнул, что для водителя необходимо хорошее знание города и особенности движения на дворовых пространствах, и неопытный сотрудник будет ориентироваться хуже, из-за чего растет риск принятия неверного движения по маршруту, а это, в свою очередь, может сказываться на скорости прибытия на вызов и госпитализации пациента.
Сопредседатель «Действия» не вспомнил успешных примеров реализации аутсорсинга в СМП. Однако он указал на ряд случаев возникновения трудовых конфликтов с коллективными действиями, вплоть до забастовок, когда услуги «скорой» были переданы на аутсорсинг.
Опыт других регионов по аутсорсингу услуг СМП
Пилотный проект по внедрению аутсорсинга в систему СМП был запущен в России в 2013 году. Участниками стали Астраханская, Воронежская, Волгоградская, Кировская, Свердловская, Ульяновская, Ивановская, Кемеровская области, Республика Башкортостан и Пермский край. Некоторые из этих регионов столкнулись с проблемами при реализации проекта – коррупционная составляющая, различные сбои работы СМП, ухудшение условий труда.
По оценке Аналитического центра Vademecum, на май 2020 года лидером сегмента стала «дочка» госкорпорации «Ростех» – компания «РТ-Скорая помощь», появившаяся на рынке в конце 2019 года и сразу подписавшая контракты на 1,8 млрд рублей. На втором месте – ГК «Эффективная система здравоохранения» Данила Барышникова, сына члена правления «Газпромнефти» Владислава Барышникова, с объемом контрактов на 1,2 млрд. На третьем – получившая подряды на 700 млн рублей группа компаний «Феникс», основанная пермским предпринимателем Евгением Фридманом, а также связанные с ним компании «Новоскор» и УК «Нацмедхолдинг».
В интервью Vademecum в мае 2020 года Евгений Фридман рассказал о причинах резонансов, связанных с появлением частных игроков в службе СМП. Фридман связал их со скептическим отношением к частным компаниям: «в первую очередь потому, что бизнес долгое время сам ковал свой негативный имидж – пренебрегал социальной ответственностью, работал «в серую». Помимо этого, причиной внимания к таким изменениям Фридман называл непонимание сути аутсорсинга: «депутаты всех уровней» считают, что аутсорсинг машин – «это передача частному игроку всей службы скорой помощи», а когда они разбираются, «то, как правило, успокаиваются, но, как говорится, вилки нашлись, а осадок остался».
При этом компании Фридмана неоднократно оказывались в конфликтных ситуациях с региональными властями. Например, в 2019 году губернатор Челябинской области Алексей Текслер расторг контракт с пермским ООО «Феникс-Менеджмент», выступавшим с января 2019 года перевозчиком для Копейской станции СМП. Поводом для прекращения контракта стал поток жалоб от жителей города, заявлявших о чрезвычайно долгом ожидании скоропомощных бригад.
Также в 2020 году Фридман рассказывал, что в общей сложности в его компаниях работают 600 водителей, из них – 80% в качестве ИП, по 10% – как самозанятые и по трудовому договору. По словам предпринимателя, таким образом компания стимулирует водителей.
Суть конфликта
В открытом письме сотрудники СМП отметили, что их главный страх в случае передачи услуг на аутсорсинг – потеря социальных гарантий. Также специалисты указали, что для государства в лице региональных властей поддержание эффективной работы центра СМП – важная социальная задача, а частную компанию будет интересовать только прибыль, которая зачастую достигается за счет экономии на выплатах работникам и обслуживании техники. В результате, считают авторы обращения, медучреждение может стать зависимым от частной компании. Работники СМП потребовали от властей внятных ответов и прекращения реформы, так как, по их мнению, она основана на провальном опыте и грозит уничтожить службу экстренной медпомощи.
Некоторые члены коллектива, которые пожелали остаться анонимными, рассказали Vademecum, что после опубликования открытого письма состоялась встреча с главой регионального Минздрава Сергеем Дмитриевым и местными профсоюзными деятелями. В процессе диалога обсуждались вопросы по аутсорсингу, настороженности коллектива и в целом о ситуации с автопарком СМП. Сейчас, по словам наших собеседников, обстановка в учреждении тревожная – водители не хотят работать на частную компанию, а медики боятся, что на место квалифицированных специалистов могут нанять абсолютно неподготовленных людей.
Представители коллектива также отметили, что ситуация с СМП в городе уже тяжелая – большие задержки на вызовах, нехватка бригад. Зимой же, считают специалисты, если региональный Минздрав ничего не предпримет, будет коллапс – в соотношении с численностью населения на линии работает слишком мало бригад. К тому же зарплата в организации, сообщили медработники, не такая уж и большая, что заставляет задумываться о смене вида деятельности.
Название компании, которая может стать аутсорсером, пока не известно. Областной Минздрав, а также главврач Регионального центра СМП не предоставили комментарии Vademecum.
В правительстве Калининградской области в ответ на запрос Vademecum сообщили, что сейчас в учреждении работают 122 автомобиля СМП, и у более чем 60 из них превышен срок эксплуатации (более 5 лет). Как объяснили в правительстве, такие машины необходимо менять на новые, а это потребует значительного объема средств. «Среди предложений действительно прорабатывался и вариант передачи парка на аутсорсинг, но в то же время ведется работа по поиску финансирования. Окончательного решения о том, по какому механизму будет обновлен парк скорой помощи, пока не принято», – заявили в правительстве.
Глава Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов в комментарии для Vademecum назвал систему аутсорсинга СМП странной и задался вопросом: почему «частник» может наладить работу «скорой» так, чтобы ему было выгодно, а местный Минздрав – нет? Обсуждаемая в Калининградской области схема работы СМП, считает парламентарий, наоборот, может увеличить расходы бюджета, и в целом будет лучше, если система оказания скорой медпомощи была бы полностью под управлением регионального Минздрава.
Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал в беседе с Vademecum отметил, что в случае передачи услуг СМП на аутсорсинг водители могут попасть в ситуацию, когда им предложат не бессрочный контракт, а срочный – на три года или год, так как аутсорсеры зачастую заключают контракты на определенное время. Нередко, по словам Коновала, такой договор является не трудовым, а об оказании услуг, соответственно – со снижением соцгарантий. То есть у водителей СМП не будет возможности уйти на оплачиваемый больничный, в отпуск, получить отчисления в социальные и иные фонды. Также, отметил сопредседатель профсоюза, бывали случаи, когда аутсорсеры переводили сотрудников в статус индивидуальных предпринимателей или самозанятых.
Кроме того, отметил Андрей Коновал, если по истечении установленного времени организация снова выиграет конкурс на аутсорсинг, есть вероятность, что с работником не продлят договор. Также многих специалистов не устраивает работа на частные компании, как итог – опытные кадры увольняются, а на их место приходят неопытные специалисты. Коновал подчеркнул, что для водителя необходимо хорошее знание города и особенности движения на дворовых пространствах, и неопытный сотрудник будет ориентироваться хуже, из-за чего растет риск принятия неверного движения по маршруту, а это, в свою очередь, может сказываться на скорости прибытия на вызов и госпитализации пациента.
Сопредседатель «Действия» не вспомнил успешных примеров реализации аутсорсинга в СМП. Однако он указал на ряд случаев возникновения трудовых конфликтов с коллективными действиями, вплоть до забастовок, когда услуги «скорой» были переданы на аутсорсинг.
Опыт других регионов по аутсорсингу услуг СМП
Пилотный проект по внедрению аутсорсинга в систему СМП был запущен в России в 2013 году. Участниками стали Астраханская, Воронежская, Волгоградская, Кировская, Свердловская, Ульяновская, Ивановская, Кемеровская области, Республика Башкортостан и Пермский край. Некоторые из этих регионов столкнулись с проблемами при реализации проекта – коррупционная составляющая, различные сбои работы СМП, ухудшение условий труда.
По оценке Аналитического центра Vademecum, на май 2020 года лидером сегмента стала «дочка» госкорпорации «Ростех» – компания «РТ-Скорая помощь», появившаяся на рынке в конце 2019 года и сразу подписавшая контракты на 1,8 млрд рублей. На втором месте – ГК «Эффективная система здравоохранения» Данила Барышникова, сына члена правления «Газпромнефти» Владислава Барышникова, с объемом контрактов на 1,2 млрд. На третьем – получившая подряды на 700 млн рублей группа компаний «Феникс», основанная пермским предпринимателем Евгением Фридманом, а также связанные с ним компании «Новоскор» и УК «Нацмедхолдинг».
В интервью Vademecum в мае 2020 года Евгений Фридман рассказал о причинах резонансов, связанных с появлением частных игроков в службе СМП. Фридман связал их со скептическим отношением к частным компаниям: «в первую очередь потому, что бизнес долгое время сам ковал свой негативный имидж – пренебрегал социальной ответственностью, работал «в серую». Помимо этого, причиной внимания к таким изменениям Фридман называл непонимание сути аутсорсинга: «депутаты всех уровней» считают, что аутсорсинг машин – «это передача частному игроку всей службы скорой помощи», а когда они разбираются, «то, как правило, успокаиваются, но, как говорится, вилки нашлись, а осадок остался».
При этом компании Фридмана неоднократно оказывались в конфликтных ситуациях с региональными властями. Например, в 2019 году губернатор Челябинской области Алексей Текслер расторг контракт с пермским ООО «Феникс-Менеджмент», выступавшим с января 2019 года перевозчиком для Копейской станции СМП. Поводом для прекращения контракта стал поток жалоб от жителей города, заявлявших о чрезвычайно долгом ожидании скоропомощных бригад.
Также в 2020 году Фридман рассказывал, что в общей сложности в его компаниях работают 600 водителей, из них – 80% в качестве ИП, по 10% – как самозанятые и по трудовому договору. По словам предпринимателя, таким образом компания стимулирует водителей.