Об этом он рассказал в интервью «Комсомольской правде».
– Что стало причиной такого массового увольнения врачей?
– Мы точно не знаем. Уволенным почему-то еще не дали слово. Я думаю, что часть людей опасается выступать открыто. С другой стороны, это провинция и там вообще сложно услышать голос людей. Но ситуация понятная. В Калининграде в последнее время было очень сложное положение. Это регион, в котором достаточно ярко проявились итоги так называемой оптимизации, и у врачей была масса проблем. Сейчас, в связи с коронавирусом, проблемы обычные – нет качественных условий труда, нет средств индивидуальной защиты, остается вопрос с зарплатами, который заканчивается только обещаниями больших выплат.
– Каков может быть выход из этой ситуации?
– Меня очень беспокоит, что вместо того, чтобы начать переговоры с врачами, на них идет волна нападок. Словно они обязаны делать все несмотря ни на что, при этом врачам никто и ничего не должен. Это такая чиновничья постановка вопроса и она приводит к кризису в системе. Государство привыкло и население привыкло, что на врачей можно спихивать любые проблемы. Они будут работать в любых условиях: без отдыха, без средств защиты, а еще и бесплатно.
На самом деле, врач не имеет права выходить на работу, если он не обеспечен средствами индивидуальной защиты и вообще если он видит, что от его труда будет больше вреда, чем пользы. В данном случае, он может сам заразиться и разносить инфекцию – стать источником заболевания для окружающих. Мы получаем со всей страны сообщения, что в медицинском коллективе выявляются заболевшие, а людям говорят: «Работайте, несмотря ни на что». Есть ряд ситуаций, когда, например, в Санкт-Петербурге врачи Скорой помощи отказались принимать вызов, потому что у них не было средств индивидуальной защиты. Обо всем этом врачи молчат, но сейчас терпеть уже невозможно. Ситуация в Калининграде – это крик отчаяния.
– Как вы думаете, изменится ли отношение к врачам после эпидемии?
– У нас сейчас со всех экранов говорят, что врачи – герои страны. Они на передовой и люди без них жить не могут. А на самом деле, что происходит? Вот, в том же Калининграде на врача Элину Сушкевич опять началось давление со стороны Следственного комитета. Мы думали, что сейчас отношение к врачам формально изменилось и уголовное преследование прекратится, но ничего такого не происходит.
– Возможно ли, что в условии нехватки врачей медикам удастся наладить диалог с властями?
– Уверен, что нет. Региональные чиновники системы здравоохранения позволяют себе не выполнять прямые распоряжение президента и придумывают способы, как их обойти. Например, чтобы получить компенсацию погибшим или заболевшим медицинским работникам, им нужно доказать, что они заразились на рабочем месте, а не по дороге на работу.
Пока не понесут прямую ответственность те, кто уничтожил систему здравоохранения в стране и закрыл все эти больницы, ничего не изменится. Мы не можем справиться с эпидемией, потому что у нас уничтожена половина больниц, а люди, которые это сделали, продолжают сидеть в своих чиновничьих креслах. Врачи в России не имеют даже права на забастовку. Единственный способ противостояния этому давлению – увольнение. Других возможностей сопротивляться у них нет.