Что уж наверняка работает в ОМС, так это противостояние интересов медицинских организаций и страховых компаний — все они “выполняют план”. Одни по штрафам, другие по объемам. Насчёт доступности и качества – это как получится, лишь бы на бумаге красиво всё было. Пусть жалуются, пишут, звонят – вот она история болезни, всё ж написано, какие вопросы?
Система ОМС научила врачей писать истории болезней до маразма кропотливо, правильно расставляя ударения и знаки препинания. Красивые и часто далёкие от правды “истории”. Но и тут находится ушлый представитель страховой компании, который ставит под сомнение обоснованность назначений и с пеной у рта отстаивает свою точку зрения.
Но мы то с вами знаем, что стратегия лечения и тактика ведения формируется у постели больного, и показателем эффективности лечения часто может быть только личное мнение пациента, и то не всегда объективное.
Ради интереса, спросите у пенсионерки из села, знает ли она, в какой страховой компании застрахована. Знает ли она, что на обратной стороне её полиса есть номер телефона страховой, куда она может обратиться в случае, если ей отказали в оказании медицинской помощи. Знает ли она, что имеет право на выбор страховой медицинской организации.
Спросите её, выбирала ли она свою страховую компанию, и каким образом вообще она получила медицинский полис. Спросите у пенсионерки, которая сорок лет отпахала на вагоноремонтном заводе, часто ли она обращается за медицинской помощью, или дело заканчивается прикладыванием лопуха к больному месту. Спросите, когда её фактически выписали с инсультом из нейро-сосудистого отделения, и почему в выписке стоит совсем другая дата.
Да что там эти пенсионерки, спросите у своего участкового терапевта, можно ли бесплатно пройти МРТ головного мозга. У нас на бумаге всё красиво. Графики, циферки, главное, чтоб конкретно я/наша медицинская организация/территория не выделились, не прозвучали, не прогремели на совещании/совете/селекторе, не оказались в числе отстающих, не оказались в “красной зоне”.
Также и страховые захлебываются в обязательных проверках. Объем проверок с каждым годом растет — нужно смотреть истории всех умерших, нужно смотреть «повторы», инсульты, инфаркты, всю онкологию. Нужно удовлетворить террфонд по всем идиотским темам, которые он придумал дополнительно к обязательным проверкам.
Медицинские организации «зашиваются», изо дня в день перебирая архив и выкладывая для страховых горы медицинской документации. А потом шестичасовые обсуждения дефектов с представителями страховых и головной болью. И это только с одной страховой, а их на территории может быть десять.
А в страховых работают рабочие лошадки, которые стремятся выполнить финансовые планы, предписанные руководством. Ничего личного, только бизнес.
Система ОМС волей-неволей сталкивает лбами страховые компании с медицинскими организациями. А в сторонке стоит территориальный фонд и с умным видом наблюдает. Потом выйдет на реэкспертизу и скажет, что страховая всё делает не так! Что выявленные дефекты яйца выеденного не стоят, а вот слона-то вы и не заметили! И масштабно оштрафует всех – и медицинскую организацию, и страховую.
Плодятся чиновники, бессмысленные, непоказательные, абсурдные отчётные формы, растет нагрузка на все уровни.
Резюмируя всё вышесказанное, и понимая, что новое не всегда лучше старого, хочется пожелать нашей системе здравоохранения масштабных преобразований. Главный принцип медицины — не навреди. Главное, не сделать хуже.