С 2021 по 2022 год в медучреждения поступило 5,2 трлн рублей средств ОМС, а в 2023 году было предусмотрено финансирование в размере 2,7 трлн рублей – это на 118,3 млрд рублей превышает поступление 2021 года. При этом число медорганизаций – участниц региональных программ ОМС сократилось на 279 единиц и на 1 октября 2023 года составило 8,9 тысячи.
Основную долю в структуре расходов учреждений за счет средств ОМС (62,4%) занимают затраты на оплату труда, еще 16,6% направляют на лекарственное обеспечение, а 9,2% приходится на оплату прочих работ и услуг. Согласно проведенному анализу, в зависимости от региона и типа медорганизации структура расходов может сильно отличаться, что, по данным СП, «не всегда обусловлено объективными факторами, такими как географическое положение или плотность населения».
Например, выявлены расхождения по оплате труда – от 78,4% в Чукотском автономном округе до 52,7% в Чеченской Республике, по оплате работ и услуг – от 15,3% в Кировской области до 4,8% в Астраханской области.
Кроме того, обнаружена дифференциация расходов на приобретение препаратов между регионами. В 2022 году в среднем на один случай госпитализации тратили 14,7 тысячи рублей. Но в большинстве районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стоимость лекарств оказывалась в 1,5 раза выше. Были различия и по количеству площадей к численности застрахованных по ОМС граждан. Например, в Магаданской области на одного жителя приходилось 1,53 кв. м, а в Мурманской области – 0,86 кв. м.
«Дисбаланс отмечается и в штатной структуре медицинских организаций. Так, средняя доля административно-управленческого персонала в государственных медорганизациях отдельных регионов в 2022 году превышала 40% при том, что доля врачей составляла всего 11,1%. По мнению Счетной палаты, значительное количество персонала, не связанного с оказанием медпомощи гражданам, свидетельствует о наличии избыточных административных функций, а также о возможностях оптимизации расходов медорганизаций за счет централизации однотипных процедур на уровне региона», – уточняется в отчете СП.
Результаты анализа свидетельствуют о недостаточной эффективности расходования средств ОМС, отмечают в СП. Так, в 2021-2022 годы фактическое исполнение расходов не превышало 62% от финансирования несмотря на то, что медорганизациям доводили от 50 до 100% объема выделенных средств. В СП сделали вывод, что соответствующее несоблюдение принципа экономности в условиях «непрозрачности принимаемых решений по распределению средств» ведет к созданию преференций для отдельных медучреждений.
Специалисты Счетной палаты заявили, что недостаточная эффективность расходования средств ОМС является одним из факторов, влияющих на рост просроченной кредиторской задолженности государственных медорганизаций, участвующих в ОМС. Согласно отчету, с 2021 по 2022 год она выросла на 16,4% (до 15,4 млрд рублей), что превышает темп роста субвенций на ОМС за аналогичный период на 8,3%. При этом сразу в ряде регионов отмечен значительный объем остатков неиспользованных средств субвенции на ОМС.
«По мнению Счетной палаты, изменение подходов терфондов ОМС к проводимым проверкам финансово-хозяйственной деятельности медорганизаций, направленное на повышение эффективности их расходов, позволит укрепить финансовую дисциплину и повысить экономность использования средств ОМС», – резюмировали в СП.
В июле 2023 года СП обнаружила, что ряд подсистем государственной информационной системы ОМС, за развитие которой отвечает Федеральный фонд ОМС, работают с перебоями, а контракты на модернизацию системы не решают поставленные перед фондом задачи. Выяснилось, что они исполняются с отставанием или с нарушениями.
С 2021 по 2022 год в медучреждения поступило 5,2 трлн рублей средств ОМС, а в 2023 году было предусмотрено финансирование в размере 2,7 трлн рублей – это на 118,3 млрд рублей превышает поступление 2021 года. При этом число медорганизаций – участниц региональных программ ОМС сократилось на 279 единиц и на 1 октября 2023 года составило 8,9 тысячи.
Основную долю в структуре расходов учреждений за счет средств ОМС (62,4%) занимают затраты на оплату труда, еще 16,6% направляют на лекарственное обеспечение, а 9,2% приходится на оплату прочих работ и услуг. Согласно проведенному анализу, в зависимости от региона и типа медорганизации структура расходов может сильно отличаться, что, по данным СП, «не всегда обусловлено объективными факторами, такими как географическое положение или плотность населения».
Например, выявлены расхождения по оплате труда – от 78,4% в Чукотском автономном округе до 52,7% в Чеченской Республике, по оплате работ и услуг – от 15,3% в Кировской области до 4,8% в Астраханской области.
Кроме того, обнаружена дифференциация расходов на приобретение препаратов между регионами. В 2022 году в среднем на один случай госпитализации тратили 14,7 тысячи рублей. Но в большинстве районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стоимость лекарств оказывалась в 1,5 раза выше. Были различия и по количеству площадей к численности застрахованных по ОМС граждан. Например, в Магаданской области на одного жителя приходилось 1,53 кв. м, а в Мурманской области – 0,86 кв. м.
«Дисбаланс отмечается и в штатной структуре медицинских организаций. Так, средняя доля административно-управленческого персонала в государственных медорганизациях отдельных регионов в 2022 году превышала 40% при том, что доля врачей составляла всего 11,1%. По мнению Счетной палаты, значительное количество персонала, не связанного с оказанием медпомощи гражданам, свидетельствует о наличии избыточных административных функций, а также о возможностях оптимизации расходов медорганизаций за счет централизации однотипных процедур на уровне региона», – уточняется в отчете СП.
Результаты анализа свидетельствуют о недостаточной эффективности расходования средств ОМС, отмечают в СП. Так, в 2021-2022 годы фактическое исполнение расходов не превышало 62% от финансирования несмотря на то, что медорганизациям доводили от 50 до 100% объема выделенных средств. В СП сделали вывод, что соответствующее несоблюдение принципа экономности в условиях «непрозрачности принимаемых решений по распределению средств» ведет к созданию преференций для отдельных медучреждений.
Специалисты Счетной палаты заявили, что недостаточная эффективность расходования средств ОМС является одним из факторов, влияющих на рост просроченной кредиторской задолженности государственных медорганизаций, участвующих в ОМС. Согласно отчету, с 2021 по 2022 год она выросла на 16,4% (до 15,4 млрд рублей), что превышает темп роста субвенций на ОМС за аналогичный период на 8,3%. При этом сразу в ряде регионов отмечен значительный объем остатков неиспользованных средств субвенции на ОМС.
«По мнению Счетной палаты, изменение подходов терфондов ОМС к проводимым проверкам финансово-хозяйственной деятельности медорганизаций, направленное на повышение эффективности их расходов, позволит укрепить финансовую дисциплину и повысить экономность использования средств ОМС», – резюмировали в СП.
В июле 2023 года СП обнаружила, что ряд подсистем государственной информационной системы ОМС, за развитие которой отвечает Федеральный фонд ОМС, работают с перебоями, а контракты на модернизацию системы не решают поставленные перед фондом задачи. Выяснилось, что они исполняются с отставанием или с нарушениями.