Средняя цена на одинаковые лекарственные препараты составила 299,79 руб. Наиболее высокая средняя цена в Приволжском и Дальневосточном округах, наиболее низкая — в Центральном и Южном округах. Подробная информация по средним ценам в федеральных округах страны представлена в Таблице 1.
Таблица 1. Средний уровень цен на лекарственные препараты в различных федеральных округах.
Федеральный округ |
Средние цены |
Дальневосточный федеральный округ |
314,81 |
Приволжский федеральный округ |
323,42 |
Северо-Западный федеральный округ |
306,28 |
Сибирский федеральный округ |
292,02 |
Уральский федеральный округ |
314,99 |
Центральный федеральный округ |
272,81 |
Южный федеральный округ |
274,22 |
В среднем |
299,79 |
Таблица 2. Средние цены на мониторируемые препараты в субъектах
Российской Федерации.
Дальневосточный федеральный округ |
|
Приморский край |
307,81р. |
Хабаровский край |
280,15р. |
Приволжский федеральный округ |
|
Кировская область |
225,87р. |
Нижегородская область |
196,65р. |
Оренбургская область |
237,82р. |
Пензенская область |
238,00р. |
Пермский край |
279,53р. |
Республика Башкортостан |
303,81р. |
Республика Марий Эл |
247,06р. |
Республика Татарстан |
264,30р. |
Самарская область |
283,06р. |
Саратовская область |
244,08р. |
Удмуртская Республика |
257,19р. |
Ульяновская область |
470,51р. |
Чувашская Республика |
443,84р. |
Сибирский федеральный округ |
|
Иркутская область |
346,20р. |
Кемеровская область |
250,15р. |
Красноярский край |
235,39р. |
Новосибирская область |
256,07р. |
Омская область |
206,87р. |
Республика Бурятия |
281,89р. |
Томская область |
207,51р. |
Северо-Западный федеральный округ |
|
Архангельская область |
268,06р. |
Ленинградская область |
239,34р. |
Мурманская область |
275,16р. |
Новгородская область |
243,31р. |
Республика Коми |
264,14р. |
Уральский федеральный округ |
|
Свердловская область |
241,29р. |
Тюменская область |
255,90р. |
Ханты-Мансийский автономный округ |
315,11р. |
Челябинская область |
224,21р. |
Центральный федеральный округ |
|
Белгородская область |
202,14р. |
Брянская область |
216,14р. |
Воронежская область |
231,02р. |
Ивановская область |
220,79р. |
Костромская область |
208,98р. |
Курская область |
212,48р. |
Липецкая область |
217,44р. |
Москва |
255,96р. |
Московская область |
306,20р. |
Орловская область |
195,56р. |
Рязанская область |
236,44р. |
Тамбовская область |
249,76р. |
Тверская область |
214,47р. |
Тульская область |
224,01р. |
Ярославская область |
253,57р. |
Южный федеральный округ |
|
Астраханская область |
225,16р. |
Волгоградская область |
216,24р. |
Краснодарский край |
249,26р. |
Ростовская область |
211,43р. |
Ставропольский край |
280,37р. |
По результатам проведенного мониторинга выявлено, что в период с января по май 2009 г. произошло удорожание лекарственных средств в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка в среднем на 11,86%. При этом в наибольшей степени подорожали более дешевые препараты (стоимостью до 500 руб.). Повышение цен на лекарства этой категории в амбулаторном сегменте составило в среднем 20,72%. Увеличение цен на препараты в ценовой категории свыше 500 руб. составило 5,1%.
При сравнении отечественных и импортных препаратов выявлено, что в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка средняя цена на импортные препараты повысилась на 12,25%, а на отечественные практически в 2 раза больше — на 21,68%.
Николай Юргель, руководитель Росздравнадзора:
Значительные отличия в ценах на лекарства в пределах одного субъекта или между соседними регионами, а также различия в стоимости на уровне госпитального и амбулаторного сегментов косвенно свидетельствуют о недостаточном контроле за государственными закупками лекарственных средств в субъектах РФ. Следствием являются дефицит лекарственных препаратов и высокие цены на них. При этом необходимо отметить, что из регионов часто звучат сообщения о недостаточности финансовых средств, выделяемых на закупку препаратов.
Анализ торговых надбавок показал, что региональные климато-географические и социально-бытовые различия являются далеко не главным фактором, влияющим на механизмы ценообразования. Уровень цен в большой степени зависит от количества оптовых посредников («перекупщиков»).
Необходимо отметить, что мониторинг цен на лекарственные средства, проводимый Росздравнадзором, позволил привлечь внимание участников фармрынка и общественности к проблемам ценообразования, в результате чего в апреле-мае произошла стабилизация ситуации, а в ряде случаев рост цен на лекарства снизился.
Результаты мониторинга будут направлены лично руководителям субъектов Российской Федерации и Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах. Главы ряда регионов выразили свою заинтересованность в получении информации об уровне цен в соседних субъектах и по России в целом.
Роль руководства субъектов в регулировании цен на лекарства является одной из ключевых. Примером может служить ряд регионов (например, Костромская область), губернаторы которых, получив нашу информацию и лично курируя работу органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС, оперативно провели необходимые мероприятия, результатом которых стало снижение цен на лекарства.