Среда, 12 ноября 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Новости Новости медицины и фармации

“Российский врач экономически убыточен для общества”

04.03.2019
в Новости медицины и фармации

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==Почему труд врача в России с экономической точки зрения убыточен, а пациенты «мешают работе», почему Россия по уровню медицины почти не отличается от стран Африки, а система ОМС ведёт к обнищанию медработников и падению доступности медпомощи – в материале «Сноб».

Советское поколение помнит, как начались реформы нашего здравоохранения. В конце 80-х годов появились публикации об “остаточном” финансировании медицины и необходимости перехода от “бюджетной” модели Семашко к социальному страхованию, которое прибавит к бюджетному финансированию внебюджетные источники.

Каков результат трёх десятилетий реформ? Если в 1990 году СССР расходовал на здравоохранение 4.4% ВВП, то сегодня в России это лишь 3,4% ВВП (данные ВОЗ, 2015) – при том, что развитые страны расходуют примерно в 2 раза больше – 6-9% ВВП.

Таким образом, сегодня денег на медицину минимум в 2 раза меньше, чем нужно для её общедоступности по опыту развитых стран, и значительно меньше, чем в СССР. Парадокс: вроде бы к бюджету государства реформы добавили внебюджетные средства ОМС, а денег стало значительно меньше. Отсюда дефицит Программы государственных гарантий, который покрывается падением доступности помощи (“оптимизация”) и обнищанием медицинских работников.

Причина в том, что система ОМС в России создана как “промежуточный” институт, который не имеет ничего общего с социальным страхованием, которое построено на принципе социальной солидарности. Этот принцип в России обычно излагают так: богатые платят за бедных, здоровые за больных, государство – за неработающих. Это неправда.

На самом деле в странах с социальным страхованием платят все. Работники платят взносы солидарно (поровну) с работодателями, а дополнительное страховое покрытие, как правило, приобретается у “своего” страховщика ОМС. При этом взносы работодателей зависят от условий труда, а взносы работников – от их приверженности здоровому образу жизни и назначенному лечению – в этом отличие управления риском в социальном страхования от ДМС, где размер взноса зависит от пола застрахованных, их возраста и наличия хронических болезней. В свою очередь, неработающие (пенсионеры, инвалиды и безработные) и самозанятые платят процент от пенсий, пособий и заработков солидарно со страхующим их государством.

Наконец, пациенты солидарно с социальным страхованием платят соплатежи, интегрированные с тарифами на медуслуги и клиническими рекомендациями. Если назначение признано обязательным – оно полностью оплачивается страховщиком. Соплатёж за желательное назначение (доплата пациентом разницы между ценой медуслуги и тем, сколько за неё платит страховщик) зависит от её клинически доказанной эффективности. Точно также солидарно идут соплатежи за более комфортное пребывание в стационаре, за замену дженерика патентованным препаратом или за выбор пациентом более качественного импланта. Методы с недоказанной эффективностью полностью оплачивает сам пациент.

Тем самым социальная солидарность превращает социальное страхование в общенациональный канал финансирования медицинской помощи, практически безальтернативный для населения. Ведомственной медицины в странах с социальным страхованием нет, потребитель платных услуг и ДМС – узкий круг частных лиц с высоким доходом, а из бюджета оплачивается военная медицина, работа университетских и научных клиник, а также те виды помощи, которые трудно или невозможно оплатить с помощью страхования – скорая помощь, психиатрия, борьба с эпидемиями, санитарное просвещение, социально-значимые болезни.

Социальная солидарность уплаты взносов требует солидарности их расходования. Поэтому в социальном страховании разных стран в той или иной форме реализован принцип коллегиального самоуправления. Это значит, что система управляется представителями тех, кто в ней заинтересован и солидарно платит взносы – работодателей, работников и государства.

Тем самым принцип социальной солидарности обеспечивает одноканальную консолидацию бюджетного и внебюджетного финансирования, объединяет общество и превращает социальное страхование в эффективный институт.

Во-первых, он гарантирует гражданам равные права на охрану здоровья независимо от доходов, места жительства и социального статуса. Во-вторых, он зависит от бюджета лишь в части взносов на неработающих. В-третьих, он позволяет оплатить медицинскую помощь по выгодному для лечебных учреждений “полному” тарифу, который рассчитывается как себестоимость медуслуги (включая амортизационные отчисления) с добавлением наценки, которая отражает созданную медицинским трудом добавленную стоимость.

Тем самым социальная солидарность, с одной стороны, делает возможными как самоокупаемость лечебных учреждений (покрытие текущих затрат), так и их самофинансирование. Восстановление изношенных основных средств и расширенное воспроизводство идёт за счёт собственных ресурсов (амортизационных отчислений и формируемой из наценки прибыли) и внешних источников. В условиях “полного тарифа” клинике доступен кредит и рыночные инвестиции, востребованы инновации.

Из самофинансирования клиник – их рыночная конкуренция и работоспособность страховых механизмов. Это значит: соответствие взносов рискам, резервов страховщиков – их обязательствам, а потоков пациентов в лечебные учреждения – цене и качеству их услуг: “деньги следуют за пациентом”. Тем самым система ориентирована на пациента и поддержку спроса, а рост финансирования здравоохранения идёт через увеличение тарифов на медицинские услуги.

С другой стороны – поскольку люди ценят лишь то, за что платят лично – социальная солидарность лично уплачиваемых взносов превращает созданную врачами стоимость из бесплатной абстракции в конкретную, имеющую денежное выражение и потребительскую ценность категории. В свою очередь, страховые механизмы и коллегиальное управление распределяют эту стоимость между всеми членами общества.

В результате врачи становятся высокооплачиваемым “средним классом”. Застрахованное население получает новую стоимость восстановленного здоровья и трудоспособности, потребительская ценность которых выше любой другой стоимости, созданной человеком: источником всех благ является труд, а здоровый бедняк счастливее больного короля. Поэтому солидарная оплата медицинской помощи с наценкой означает рост ВВП за счёт создания новой стоимости с максимумом потребительских качеств.

Работодатели и экономика в целом выигрывают от инфраструктурного и мультипликативного эффекта здравоохранения. Даже ГУЛАГ не мог работать без больниц, а эффективность производства требует хорошего здоровья и трудового долголетия работников. Поэтому пенсионный возраст 67 лет для мужчин и женщин в развитых странах – результат хорошо оплаченной эффективной медицины. Наконец, государство получает нематериальный актив социального мира и политической стабильности. Его нельзя перевести в деньги, но трудно переоценить. Давно канул в лету СССР с его “остаточно финансируемым” здравоохранением. А Куба, которая расходует на медицину как Швейцария (11% ВВП) до сих пор упрямо строит коммунизм под боком США.

Тем самым благодаря социальной солидарности каждый член общества обретает счастье выздоровления как пациент, получает уверенность в завтрашнем дне и пользуется благами социального мира как гражданин, продлевает трудовое долголетие как работник, повышает производительность труда как работодатель, обретает новые возможности как бизнесмен, а если он член правящей элиты – обретает уверенность в политической стабильности. Социальное страхование превращает здравоохранение в уникальную производственную отрасль, где сочетаются максимум потребительской ценности с неисчерпаемым спросом, колоссальный задел технологической революции с инвестиционной привлекательностью, а интересы элиты – с интересами общества. Принято считать, что у развитых стран более высока доля затрат на здравоохранение в ВВП потому, что они богаты. Между тем всё обстоит ровно наоборот. Развитые страны богаты в том числе потому, что приоритет здравоохранения в структуре их национальных расходов обеспечивает как многократный мультипликативный эффект, так и прямой вклад медицины в ВВП (9-17%), что в 5 раз больше их оборонной промышленности и в 2 раза больше цифровой экономики.

Через оплату медицинской помощи с наценкой – признание обществом медицинского труда производительным и высокий социальный статус врача. В странах с социальным страхованием врач – представитель высокооплачиваемого “среднего класса”, полноправный участник страховых отношений и субъект права. Отсюда разделение труда и ответственности между врачами и лечебными учреждениями. Клиники проходят аккредитацию, которая подтверждает должные условия для практики врачей. Врачи получают лицензию (право на практику) и несут личную юридическую и экономическую ответственность за клинические решения и манипуляции. Поэтому осложнения лечения являются предметом гражданских исков и разбирательств профессиональных врачебных ассоциаций – именно они, а не государство проводят лицензирование врачей в странах с социальным страхованием.

Что в нашей системе ОМС? Вместо социальной солидарности – причудливое сочетание социального иждивенчества и социал-дарвинизма. Взносы платят лишь государство, работодатели и ИП. Основная часть самозанятых не платит вообще, а работники и неработающие даже не знают размер уплачиваемых за них взносов. При этом взносы работодателей не зависят от условий труда. Вместо солидарных взносов работников и интегрированных с ОМС соплатежей пациентов создан, с одной стороны, огромный рынок дублирующих ОМС платных услуг, которые оказываются преимущественно государственными клиниками. Его размер достиг 36,4% национальных расходов на здравоохранение (ВОЗ, 2015). Для сравнения, в Германии этот показатель лишь 12,5%. С другой стороны – немыслимый для стран с социальным страхованием рынок корпоративного ДМС, который субсидируется государством как напрямую (через ДМС чиновников и работников государственного сектора экономики), так и косвенно – через налоговые льготы на прибыль предприятий и НЛДФЛ работников.

Вместо одноканальной общенациональной консолидации финансирования в России налицо его региональная, ведомственная и сословная дезинтеграция на множество независимых друг от друга каналов. Помимо системы ОМС, за медицинскую помощь платят федеральный бюджет (в т.ч. бюджет Минздрава, других министерств и ведомств), бюджеты регионов и муниципалитетов, ведомственная и госкорпоративная медицина, ФСС (платит за реабилитацию и санаторно-курортное лечение) и даже ПФР (в рамках т.н. набора социальных услуг). Дезинтегрирована даже святая святых – военная медицина. Если в СССР военно-медицинская инфраструктура использовалась в интересах всех ведомств (медсанбаты Минобороны лечили пограничников, а госпиталь внутренних войск, если нужно, помогал армейцам), то сегодня доступность помощи зависит от цвета погон, а права на ОМС наши военные лишены. Задумаемся: не платящие взносов самозанятые имеют право лечиться по ОМС, а военнослужащие поражены в правах.

При этом ни одна ведомственная система (в том числе военная) не обеспечивает “прикрепленных” всеми видами помощи, в ДМС масса нестраховых случаев, а чтобы решать все проблемы со здоровьем с помощью “кассовой” медицины, нужно быть очень богатым человеком. С другой стороны, потребители платных услуг, ДМС и ведомственной медицины в России получают не “высококачественную”, а просто нормальную медицинскую помощь – какой она должна быть и в ОМС, если будут обеспечены выгодные для клиник тарифы. В результате финансирование нашей медицины напоминает известный советский мультфильм о глупом богаче, который потребовал сшить из одной шкуры побольше шапок – в итоге получил 7 маленьких шапочек, которыми невозможно покрыть голову. При этом нет равенства медицинских гарантий – доступность помощи зависит от региона, места работы, социального класса и уровня доходов.

Из-за отсутствия социальной солидарности – дефицит Программы государственных гарантий и заведомо убыточный для клиник “эрзац-тариф” ОМС. Он ниже себестоимости медуслуг, не покрывает ряд текущих затрат (например, обслуживание и ремонт оборудования), в нем нет амортизационных отчислений и нет наценки. Тем самым, с одной стороны, честная (без приписок) работа клиник в ОМС планово-убыточна и даже простое воспроизводство невозможно без постоянных внешних затрат бюджета на покрытие текущих расходов и на восстановление основных средств. Соответственно, кредит не доступен, рыночные инвестиции связаны с риском, а за инновации некому платить.

В этих условиях центральной фигурой становится не потребитель (пациенты), а производитель – лечебные учреждения. Из-за дефицита средств ОМС их приходится распределять между клиниками административно – без каких-либо страховых или рыночных механизмов. Поэтому, с одной стороны, возможности страховщиков по защите прав застрахованных сведены к минимуму, а вместо принципа “деньги следуют за пациентом” работает принцип “деньги идут перед пациентом или вместо пациента”. Отсюда подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической помощи, “прикрепление” пациентов к поликлиникам, госзакупка лекарств вместо лекарственного страхования и попытки развивать здравоохранение не через увеличение тарифов ОМС, а через инвестиции в инфраструктуру. Отсюда необходимость административного управления системой ОМС государством. С одной стороны, коллегиальность в условиях дефицита грозит управленческим коллапсом. С другой стороны – о чём советоваться с работодателями, которые зачастую платят на ДМС больше, чем на ОМС, при этом – независимо от вредных условий труда, заболеваемости и травматизма персонала? Нужно ли учитывать мнение регионов, которые платят на страхование неработающих примерно в 4 раза меньше, чем нужно? Зачем в правлении ФФОМС представители профсоюзов, если работники не платят взносы?

В СССР оказание “нематериальных” услуг (не только медицинских, но и любых других – торговых, финансовых, транспортных или бытовых) не считалось производством, не учитывалось в ВНП и оплачивалось по нормативной себестоимости без наценки. Тем самым труд врача не признавался производительным – но он хотя бы не считался убыточным. Сегодня в “промежуточном” ОМС медицинская помощь оплачивается не только без наценки, но и ниже себестоимости, то есть с экономической точки зрения труд врача наносит обществу убыток. Поэтому экономия на труде (низкие зарплаты медработников, увеличение норм обслуживания и увольнения) – такой же важный инструмент баланса дефицитной системы ОМС, как и снижение доступности помощи: “оптимизация” и рост платности.

Отсюда же низкий даже для стран “третьего мира” социальный статус нашего врача и перевёрнутая с ног на голову система ответственности за качество помощи. В отличие от стран с социальным страхованием, лицензию в России получают не врачи, а юридические лица – клиники. Тем самым лечебные учреждения несут формальную ответственность и за условия оказания помощи, и за действия своих врачей. Врачи же проходят “аккредитацию” (что является абсурдом с точки зрения технического регулирования), отвечают лишь за выполнение трудовых обязанностей (принял пациента – выполнил операцию) и не несут личной ответственности за результат лечения – за это формально должно отвечать руководство клиники, которое пациента в глаза не видело. Отсюда попытка обеспечить личную ответственность врачей по-советски: страхом уголовного преследования.

Однако в СССР врачи имели статус госслужащих. Им гарантировались пожизненная занятость, жильё, рост доходов в соответствии со стажем и квалификацией, повышенная пенсия. Неудачные реформы лишили их гарантий госслужбы, но не создали экономических условий для превращения в участников страховых отношений, приравняв по гарантиям занятости и доходам к работникам фаст-фуда. В этих условиях криминализация осложнений лечения лишь разрушает отрасль – ведёт к перетоку кадров в коммерческую медицину, антиселекции врачей, их уклонению от лечения тяжёлых больных и “бегству с рабочих мест”. Поэтому, если не остановить компанию “дел врачей”, лечиться скоро будет не у кого. Это реальная угроза жизни и здоровью каждого гражданина России, угроза национальной безопасности.

Таким образом, созданная в России система ОМС – не имеющий ничего общего с социальным страхованием «промежуточный» институт, неэффективность которого обусловлена отсутствием социальной солидарности и ведёт к обнищанию медработников, падению доступности помощи и разрушению здравоохранения. Очевидное решение – превратить систему ОМС в полноценное социальное страхование, принципы которого проверены вековой мировой практикой и доказали эффективность в странах с очень разной культурой и экономикой – в Германии и в Японии, в Чили и в Польше.

Это значит: превратить ОМС из “промежуточного” государственного института в общенациональный институт, обеспечить коллегиальность его управления государством, работодателями и профсоюзами, консолидировать в ОМС все источники бюджетного и внебюджетного финансирования медицинской помощи и за счёт этого – добиться не менее 6% ВВП на медицину и экономически обоснованных тарифов на медицинские услуги, перевести государственные клиники на самофинансирование, а ОМС – на страховые принципы.

Есть ли реальные альтернативы этом пути? Да, конечно. Первый путь – возврат к централизованной затратной советской модели “медицина-госслужба” с ежегодным выделением на неё не менее 6% ВВП из бюджета. Но если даже эти деньги сегодня есть в бюджете – в нынешней экономической ситуации их не дадут, а если дадут – не факт, что бюджет сможет выполнять эти обязательства хотя бы через несколько лет.

Второй путь – привести медицинские гарантии населению в соответствие с фактическим финансированием – 3,4% ВВП. Сегодня оно соответствует странам “третьего мира”, а из стран с высоким ВВП – нефтяным государствам Персидского Залива, где значительную часть населения составляют лишенные каких-либо прав гастарбайтеры. Поэтому в недавнем рейтинге Bloomberg по показателю здоровья населения наша страна заняла лишь 95 место – после Кабо-Верде, которая расходует на медицину почти как Россия – 3,3% ВВП. Поэтому по факту этот путь уже реализуется: по доступности медицинской помощи в ряде районов (когда от села до ближайшего роддома – сотня километров) Россия мало чем отличается от Африки.

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==Почему труд врача в России с экономической точки зрения убыточен, а пациенты «мешают работе», почему Россия по уровню медицины почти не отличается от стран Африки, а система ОМС ведёт к обнищанию медработников и падению доступности медпомощи – в материале «Сноб».

Советское поколение помнит, как начались реформы нашего здравоохранения. В конце 80-х годов появились публикации об “остаточном” финансировании медицины и необходимости перехода от “бюджетной” модели Семашко к социальному страхованию, которое прибавит к бюджетному финансированию внебюджетные источники.

Каков результат трёх десятилетий реформ? Если в 1990 году СССР расходовал на здравоохранение 4.4% ВВП, то сегодня в России это лишь 3,4% ВВП (данные ВОЗ, 2015) – при том, что развитые страны расходуют примерно в 2 раза больше – 6-9% ВВП.

Таким образом, сегодня денег на медицину минимум в 2 раза меньше, чем нужно для её общедоступности по опыту развитых стран, и значительно меньше, чем в СССР. Парадокс: вроде бы к бюджету государства реформы добавили внебюджетные средства ОМС, а денег стало значительно меньше. Отсюда дефицит Программы государственных гарантий, который покрывается падением доступности помощи (“оптимизация”) и обнищанием медицинских работников.

Причина в том, что система ОМС в России создана как “промежуточный” институт, который не имеет ничего общего с социальным страхованием, которое построено на принципе социальной солидарности. Этот принцип в России обычно излагают так: богатые платят за бедных, здоровые за больных, государство – за неработающих. Это неправда.

На самом деле в странах с социальным страхованием платят все. Работники платят взносы солидарно (поровну) с работодателями, а дополнительное страховое покрытие, как правило, приобретается у “своего” страховщика ОМС. При этом взносы работодателей зависят от условий труда, а взносы работников – от их приверженности здоровому образу жизни и назначенному лечению – в этом отличие управления риском в социальном страхования от ДМС, где размер взноса зависит от пола застрахованных, их возраста и наличия хронических болезней. В свою очередь, неработающие (пенсионеры, инвалиды и безработные) и самозанятые платят процент от пенсий, пособий и заработков солидарно со страхующим их государством.

Наконец, пациенты солидарно с социальным страхованием платят соплатежи, интегрированные с тарифами на медуслуги и клиническими рекомендациями. Если назначение признано обязательным – оно полностью оплачивается страховщиком. Соплатёж за желательное назначение (доплата пациентом разницы между ценой медуслуги и тем, сколько за неё платит страховщик) зависит от её клинически доказанной эффективности. Точно также солидарно идут соплатежи за более комфортное пребывание в стационаре, за замену дженерика патентованным препаратом или за выбор пациентом более качественного импланта. Методы с недоказанной эффективностью полностью оплачивает сам пациент.

Тем самым социальная солидарность превращает социальное страхование в общенациональный канал финансирования медицинской помощи, практически безальтернативный для населения. Ведомственной медицины в странах с социальным страхованием нет, потребитель платных услуг и ДМС – узкий круг частных лиц с высоким доходом, а из бюджета оплачивается военная медицина, работа университетских и научных клиник, а также те виды помощи, которые трудно или невозможно оплатить с помощью страхования – скорая помощь, психиатрия, борьба с эпидемиями, санитарное просвещение, социально-значимые болезни.

Социальная солидарность уплаты взносов требует солидарности их расходования. Поэтому в социальном страховании разных стран в той или иной форме реализован принцип коллегиального самоуправления. Это значит, что система управляется представителями тех, кто в ней заинтересован и солидарно платит взносы – работодателей, работников и государства.

Тем самым принцип социальной солидарности обеспечивает одноканальную консолидацию бюджетного и внебюджетного финансирования, объединяет общество и превращает социальное страхование в эффективный институт.

Во-первых, он гарантирует гражданам равные права на охрану здоровья независимо от доходов, места жительства и социального статуса. Во-вторых, он зависит от бюджета лишь в части взносов на неработающих. В-третьих, он позволяет оплатить медицинскую помощь по выгодному для лечебных учреждений “полному” тарифу, который рассчитывается как себестоимость медуслуги (включая амортизационные отчисления) с добавлением наценки, которая отражает созданную медицинским трудом добавленную стоимость.

Тем самым социальная солидарность, с одной стороны, делает возможными как самоокупаемость лечебных учреждений (покрытие текущих затрат), так и их самофинансирование. Восстановление изношенных основных средств и расширенное воспроизводство идёт за счёт собственных ресурсов (амортизационных отчислений и формируемой из наценки прибыли) и внешних источников. В условиях “полного тарифа” клинике доступен кредит и рыночные инвестиции, востребованы инновации.

Из самофинансирования клиник – их рыночная конкуренция и работоспособность страховых механизмов. Это значит: соответствие взносов рискам, резервов страховщиков – их обязательствам, а потоков пациентов в лечебные учреждения – цене и качеству их услуг: “деньги следуют за пациентом”. Тем самым система ориентирована на пациента и поддержку спроса, а рост финансирования здравоохранения идёт через увеличение тарифов на медицинские услуги.

С другой стороны – поскольку люди ценят лишь то, за что платят лично – социальная солидарность лично уплачиваемых взносов превращает созданную врачами стоимость из бесплатной абстракции в конкретную, имеющую денежное выражение и потребительскую ценность категории. В свою очередь, страховые механизмы и коллегиальное управление распределяют эту стоимость между всеми членами общества.

В результате врачи становятся высокооплачиваемым “средним классом”. Застрахованное население получает новую стоимость восстановленного здоровья и трудоспособности, потребительская ценность которых выше любой другой стоимости, созданной человеком: источником всех благ является труд, а здоровый бедняк счастливее больного короля. Поэтому солидарная оплата медицинской помощи с наценкой означает рост ВВП за счёт создания новой стоимости с максимумом потребительских качеств.

Работодатели и экономика в целом выигрывают от инфраструктурного и мультипликативного эффекта здравоохранения. Даже ГУЛАГ не мог работать без больниц, а эффективность производства требует хорошего здоровья и трудового долголетия работников. Поэтому пенсионный возраст 67 лет для мужчин и женщин в развитых странах – результат хорошо оплаченной эффективной медицины. Наконец, государство получает нематериальный актив социального мира и политической стабильности. Его нельзя перевести в деньги, но трудно переоценить. Давно канул в лету СССР с его “остаточно финансируемым” здравоохранением. А Куба, которая расходует на медицину как Швейцария (11% ВВП) до сих пор упрямо строит коммунизм под боком США.

Тем самым благодаря социальной солидарности каждый член общества обретает счастье выздоровления как пациент, получает уверенность в завтрашнем дне и пользуется благами социального мира как гражданин, продлевает трудовое долголетие как работник, повышает производительность труда как работодатель, обретает новые возможности как бизнесмен, а если он член правящей элиты – обретает уверенность в политической стабильности. Социальное страхование превращает здравоохранение в уникальную производственную отрасль, где сочетаются максимум потребительской ценности с неисчерпаемым спросом, колоссальный задел технологической революции с инвестиционной привлекательностью, а интересы элиты – с интересами общества. Принято считать, что у развитых стран более высока доля затрат на здравоохранение в ВВП потому, что они богаты. Между тем всё обстоит ровно наоборот. Развитые страны богаты в том числе потому, что приоритет здравоохранения в структуре их национальных расходов обеспечивает как многократный мультипликативный эффект, так и прямой вклад медицины в ВВП (9-17%), что в 5 раз больше их оборонной промышленности и в 2 раза больше цифровой экономики.

Через оплату медицинской помощи с наценкой – признание обществом медицинского труда производительным и высокий социальный статус врача. В странах с социальным страхованием врач – представитель высокооплачиваемого “среднего класса”, полноправный участник страховых отношений и субъект права. Отсюда разделение труда и ответственности между врачами и лечебными учреждениями. Клиники проходят аккредитацию, которая подтверждает должные условия для практики врачей. Врачи получают лицензию (право на практику) и несут личную юридическую и экономическую ответственность за клинические решения и манипуляции. Поэтому осложнения лечения являются предметом гражданских исков и разбирательств профессиональных врачебных ассоциаций – именно они, а не государство проводят лицензирование врачей в странах с социальным страхованием.

Что в нашей системе ОМС? Вместо социальной солидарности – причудливое сочетание социального иждивенчества и социал-дарвинизма. Взносы платят лишь государство, работодатели и ИП. Основная часть самозанятых не платит вообще, а работники и неработающие даже не знают размер уплачиваемых за них взносов. При этом взносы работодателей не зависят от условий труда. Вместо солидарных взносов работников и интегрированных с ОМС соплатежей пациентов создан, с одной стороны, огромный рынок дублирующих ОМС платных услуг, которые оказываются преимущественно государственными клиниками. Его размер достиг 36,4% национальных расходов на здравоохранение (ВОЗ, 2015). Для сравнения, в Германии этот показатель лишь 12,5%. С другой стороны – немыслимый для стран с социальным страхованием рынок корпоративного ДМС, который субсидируется государством как напрямую (через ДМС чиновников и работников государственного сектора экономики), так и косвенно – через налоговые льготы на прибыль предприятий и НЛДФЛ работников.

Вместо одноканальной общенациональной консолидации финансирования в России налицо его региональная, ведомственная и сословная дезинтеграция на множество независимых друг от друга каналов. Помимо системы ОМС, за медицинскую помощь платят федеральный бюджет (в т.ч. бюджет Минздрава, других министерств и ведомств), бюджеты регионов и муниципалитетов, ведомственная и госкорпоративная медицина, ФСС (платит за реабилитацию и санаторно-курортное лечение) и даже ПФР (в рамках т.н. набора социальных услуг). Дезинтегрирована даже святая святых – военная медицина. Если в СССР военно-медицинская инфраструктура использовалась в интересах всех ведомств (медсанбаты Минобороны лечили пограничников, а госпиталь внутренних войск, если нужно, помогал армейцам), то сегодня доступность помощи зависит от цвета погон, а права на ОМС наши военные лишены. Задумаемся: не платящие взносов самозанятые имеют право лечиться по ОМС, а военнослужащие поражены в правах.

При этом ни одна ведомственная система (в том числе военная) не обеспечивает “прикрепленных” всеми видами помощи, в ДМС масса нестраховых случаев, а чтобы решать все проблемы со здоровьем с помощью “кассовой” медицины, нужно быть очень богатым человеком. С другой стороны, потребители платных услуг, ДМС и ведомственной медицины в России получают не “высококачественную”, а просто нормальную медицинскую помощь – какой она должна быть и в ОМС, если будут обеспечены выгодные для клиник тарифы. В результате финансирование нашей медицины напоминает известный советский мультфильм о глупом богаче, который потребовал сшить из одной шкуры побольше шапок – в итоге получил 7 маленьких шапочек, которыми невозможно покрыть голову. При этом нет равенства медицинских гарантий – доступность помощи зависит от региона, места работы, социального класса и уровня доходов.

Из-за отсутствия социальной солидарности – дефицит Программы государственных гарантий и заведомо убыточный для клиник “эрзац-тариф” ОМС. Он ниже себестоимости медуслуг, не покрывает ряд текущих затрат (например, обслуживание и ремонт оборудования), в нем нет амортизационных отчислений и нет наценки. Тем самым, с одной стороны, честная (без приписок) работа клиник в ОМС планово-убыточна и даже простое воспроизводство невозможно без постоянных внешних затрат бюджета на покрытие текущих расходов и на восстановление основных средств. Соответственно, кредит не доступен, рыночные инвестиции связаны с риском, а за инновации некому платить.

В этих условиях центральной фигурой становится не потребитель (пациенты), а производитель – лечебные учреждения. Из-за дефицита средств ОМС их приходится распределять между клиниками административно – без каких-либо страховых или рыночных механизмов. Поэтому, с одной стороны, возможности страховщиков по защите прав застрахованных сведены к минимуму, а вместо принципа “деньги следуют за пациентом” работает принцип “деньги идут перед пациентом или вместо пациента”. Отсюда подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической помощи, “прикрепление” пациентов к поликлиникам, госзакупка лекарств вместо лекарственного страхования и попытки развивать здравоохранение не через увеличение тарифов ОМС, а через инвестиции в инфраструктуру. Отсюда необходимость административного управления системой ОМС государством. С одной стороны, коллегиальность в условиях дефицита грозит управленческим коллапсом. С другой стороны – о чём советоваться с работодателями, которые зачастую платят на ДМС больше, чем на ОМС, при этом – независимо от вредных условий труда, заболеваемости и травматизма персонала? Нужно ли учитывать мнение регионов, которые платят на страхование неработающих примерно в 4 раза меньше, чем нужно? Зачем в правлении ФФОМС представители профсоюзов, если работники не платят взносы?

В СССР оказание “нематериальных” услуг (не только медицинских, но и любых других – торговых, финансовых, транспортных или бытовых) не считалось производством, не учитывалось в ВНП и оплачивалось по нормативной себестоимости без наценки. Тем самым труд врача не признавался производительным – но он хотя бы не считался убыточным. Сегодня в “промежуточном” ОМС медицинская помощь оплачивается не только без наценки, но и ниже себестоимости, то есть с экономической точки зрения труд врача наносит обществу убыток. Поэтому экономия на труде (низкие зарплаты медработников, увеличение норм обслуживания и увольнения) – такой же важный инструмент баланса дефицитной системы ОМС, как и снижение доступности помощи: “оптимизация” и рост платности.

Отсюда же низкий даже для стран “третьего мира” социальный статус нашего врача и перевёрнутая с ног на голову система ответственности за качество помощи. В отличие от стран с социальным страхованием, лицензию в России получают не врачи, а юридические лица – клиники. Тем самым лечебные учреждения несут формальную ответственность и за условия оказания помощи, и за действия своих врачей. Врачи же проходят “аккредитацию” (что является абсурдом с точки зрения технического регулирования), отвечают лишь за выполнение трудовых обязанностей (принял пациента – выполнил операцию) и не несут личной ответственности за результат лечения – за это формально должно отвечать руководство клиники, которое пациента в глаза не видело. Отсюда попытка обеспечить личную ответственность врачей по-советски: страхом уголовного преследования.

Однако в СССР врачи имели статус госслужащих. Им гарантировались пожизненная занятость, жильё, рост доходов в соответствии со стажем и квалификацией, повышенная пенсия. Неудачные реформы лишили их гарантий госслужбы, но не создали экономических условий для превращения в участников страховых отношений, приравняв по гарантиям занятости и доходам к работникам фаст-фуда. В этих условиях криминализация осложнений лечения лишь разрушает отрасль – ведёт к перетоку кадров в коммерческую медицину, антиселекции врачей, их уклонению от лечения тяжёлых больных и “бегству с рабочих мест”. Поэтому, если не остановить компанию “дел врачей”, лечиться скоро будет не у кого. Это реальная угроза жизни и здоровью каждого гражданина России, угроза национальной безопасности.

Таким образом, созданная в России система ОМС – не имеющий ничего общего с социальным страхованием «промежуточный» институт, неэффективность которого обусловлена отсутствием социальной солидарности и ведёт к обнищанию медработников, падению доступности помощи и разрушению здравоохранения. Очевидное решение – превратить систему ОМС в полноценное социальное страхование, принципы которого проверены вековой мировой практикой и доказали эффективность в странах с очень разной культурой и экономикой – в Германии и в Японии, в Чили и в Польше.

Это значит: превратить ОМС из “промежуточного” государственного института в общенациональный институт, обеспечить коллегиальность его управления государством, работодателями и профсоюзами, консолидировать в ОМС все источники бюджетного и внебюджетного финансирования медицинской помощи и за счёт этого – добиться не менее 6% ВВП на медицину и экономически обоснованных тарифов на медицинские услуги, перевести государственные клиники на самофинансирование, а ОМС – на страховые принципы.

Есть ли реальные альтернативы этом пути? Да, конечно. Первый путь – возврат к централизованной затратной советской модели “медицина-госслужба” с ежегодным выделением на неё не менее 6% ВВП из бюджета. Но если даже эти деньги сегодня есть в бюджете – в нынешней экономической ситуации их не дадут, а если дадут – не факт, что бюджет сможет выполнять эти обязательства хотя бы через несколько лет.

Второй путь – привести медицинские гарантии населению в соответствие с фактическим финансированием – 3,4% ВВП. Сегодня оно соответствует странам “третьего мира”, а из стран с высоким ВВП – нефтяным государствам Персидского Залива, где значительную часть населения составляют лишенные каких-либо прав гастарбайтеры. Поэтому в недавнем рейтинге Bloomberg по показателю здоровья населения наша страна заняла лишь 95 место – после Кабо-Верде, которая расходует на медицину почти как Россия – 3,3% ВВП. Поэтому по факту этот путь уже реализуется: по доступности медицинской помощи в ряде районов (когда от села до ближайшего роддома – сотня километров) Россия мало чем отличается от Африки.

Пред.

Свежие помидоры и домашние соусы из томатов полезны для печени

След.

Экспериментальная вакцина против респираторно-синцитиального вируса не прошла клинические исследования

СвязанныеСообщения

«Биннофарм Групп» расширила линейку препаратов для женского здоровья
Новости медицины и фармации

«Биннофарм Групп» расширила линейку препаратов для женского здоровья

11.11.2025
На портале Госуслуг можно получить 32 вида электронных медицинских документов
Новости медицины и фармации

На портале Госуслуг можно получить 32 вида электронных медицинских документов

11.11.2025
«ХимМед» объявил о запуске производства колонок для хроматографического разделения и очистки веществ
Новости медицины и фармации

«ХимМед» объявил о запуске производства колонок для хроматографического разделения и очистки веществ

11.11.2025
След.

Экспериментальная вакцина против респираторно-синцитиального вируса не прошла клинические исследования

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • Forensic medicine books Forensic medicine books 342 ₽
  • Comprehensive  Gynecology & Review Comprehensive Gynecology & Review 479 ₽
  • Травматология (Операции ) В бой идут одни старики… Травматология (Операции ) В бой идут одни старики... 479 ₽
  • Understanding the Human Body — 5 — Endocrine system Understanding the Human Body - 5 - Endocrine system 342 ₽

Товары

  • Энциклопедия Молодой Мамы Энциклопедия Молодой Мамы 342 ₽
  • Interactive Color Atlas of Histology Interactive Color Atlas of Histology 342 ₽
  • European Journal of Organic Chemistry 1998-2010 European Journal of Organic Chemistry 1998-2010 616 ₽
  • Blood Principles and Practice of Hematology 2nd Edition Blood Principles and Practice of Hematology 2nd Edition 274 ₽
  • Массаж Шиацу DVD Массаж Шиацу DVD 479 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Роспотребнадзор ФАС вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств сделка слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • «Биннофарм Групп» расширила линейку препаратов для женского здоровья
  • На портале Госуслуг можно получить 32 вида электронных медицинских документов
  • «ХимМед» объявил о запуске производства колонок для хроматографического разделения и очистки веществ
  • «Аксельфарм» добился восстановления действия в России собственного патента на кристаллическую форму осимертиниба
  • Госдума приняла законопроект об обязательной отработке выпускников медвузов. Мнения
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version