Аналитики RNC Pharma сообщили о приросте продаж в сегменте e-comm российской фармрозницы. В прошлом году по сравнению с 2020 годом он достиг 53%.

Суммарный объем онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 2021 года составил 210 млрд руб. в ценах конечного потребления, включая НДС. Показатель прироста по сравнению с результатами 2020 года достиг 52,7%. Фактически это абсолютный рекорд как для онлайн-канала, так и для всего российского фармретейла, сообщили аналитики RNC Pharma. Отчет компании есть в распоряжении «ФВ».
Динамика по суммарному объему рынка, включая офлайн сегмент, была фактически на порядок ниже. Относительно 2020 года рост рублевого объема продаж был на уровне 5,9%. Причем обеспечивался он практически полностью за счет заметного роста потребления рецептурных препаратов. Продажи ОТС-категории стагнировали, а нелекарственная продукция в офлайн хоть и показала рост, но существенно ниже уровня инфляции.
По итогам 2021 года доля e-comm в общем объеме российской фармрозницы, включая продажи парафармацевтики, достигла 13,4%. При этом организации в пределах ТОР20 обеспечили выручку в размере 179,5 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Это практически 85,5% от общего объема операций сегмента электронной торговли. Максимальный показатель прироста в 2021 году фиксировался во II квартале, долгосрочная динамика тут превысила 79% в рублях. Но это объяснялось небольшими результатами периода сравнения, на который пришлась первая волна пандемии COVID-19.
Однако и результаты III-IV кварталов прошлого года с точки зрения динамики были вполне выдающимися: показатели прироста в рублях приближались к 62%. Разумеется, подобный результат обеспечивался прежде всего активным развитием онлайн-направления со стороны профильных интересантов. Похоже, крупный фармретейл осознал, что, если революционные изменения изменить на рынке невозможно, лучше их возглавить, и устремился в e-comm, в том числе активно инвестируя в данное направление, отметили аналитики RNC Pharma.
Доля «Аптека.ру», абсолютного лидера фармацевтического e-comm сегмента, по итогам 2021 года составила 3,8% от общего объема российской фармрозницы. В рамках границ условного онлайн-канала организация контролирует 28,2% рынка. И если рублевый объем операций за период показывает умеренную динамику на уровне 18%, то количественный состав сети по итогам года бьет очередные рекорды. На 1 января 2022 года организация объединяла 22 840 аптечных учреждений, всего в нашей стране на этот момент функционировало порядка 71 850 точек, то есть организация объединяет без малого 32% российской розницы. К тому же общее количество аптек компании относительно 1 января 2021 года увеличилось на 6973 объекта.
Второе место в рейтинговой таблице уверенно занимает «Ригла». Структура является одним из лидеров с точки зрения динамики продаж, относительно 2020 года оборот вырос в 3,1 раза. Правда, отставание от лидера с точки зрения выручки тут пока еще кратное (в 3,5 раза), поэтому о смене лидера речь не идет. Абсолютными же рекордсменами с точки зрения динамики в 2021 году стали сеть аптек «Апрель» (рост в 6,5 раз), «ЗдравСити» (в 5,2 раза), а также сеть «Ваша № 1» (в 3,9 раз).
Все перечисленные компании представлены игроками разного формата и масштаба, но объединяет их активное развитие количественного состава. Наиболее широким фронтом тут развивается сервис компании «Протек», по количеству точек «Здравсити» практически догнал «Аптека.ру»: на 1 января 2022 года общее количество точек, присоединившихся к сервису, достигло 19 570. «Апрель» тоже один из лидеров роста, в IV квартале прошлого года сеть перешагнула важный психологический рубеж в 3 тыс. точек, общее количество аптек за год приросло на 1258 объектов. Результаты сети «Ваша № 1» на этом фоне выглядят скромнее, на 1 января 2022 года организация объединяла 70 точек (+6 аптек), зато в конце прошлого года компания вышла на новый для себя рынок Санкт-Петербурга.
ТОР20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн-сервисы по итогам 2021 года**
№ | Аптечная сеть | Центральный офис | Объем валовых e-comm продаж в 2021 (млрд руб.) | Прирост продаж относительно 2020 (%, руб.) | Доля1 на розничном-коммерческом фармрынке (ЛП + не ЛП) по итогам 2021 (%, руб.) |
1 | Аптека.Ру | Новосибирск | 59,3 | 18 | 3,8 |
2 | Ригла | Москва | 16,8 | 213 | 1,1 |
3 | СберЕаптека | Москва | 13,4 | 63 | 0,9 |
4 | ИРИС | Москва | 9,6 | 31 | 0,6 |
5 | АСНА2 | Москва | 9,2 | 98 | 0,6 |
6 | ЗдравСити | Москва | 9,1 | 417 | 0,6 |
7 | Неофарм | Москва | 8,9 | 43 | 0,6 |
8 | ОАС Эркафарм и Мелодия Здоровья | Новосибирск | 6,9 | 2 | 0,4 |
9 | Апрель | Краснодар | 5,8 | 550 | 0,4 |
10 | Вита (Самара) | Самара | 5,6 | — | 0,4 |
11 | Фармленд | Уфа | 5,0 | 89 | 0,3 |
12 | Здоров.ру | Москва | 4,8 | 48 | 0,3 |
13 | Монастырев.рф | Владивосток | 4,8 | 20 | 0,3 |
14 | Планета Здоровья2 | Пермь | 4,5 | — | 0,3 |
15 | Аптечная сеть 36,62 | Москва | 4,1 | 10 | 0,3 |
16 | Аптека-Таймер | Пермь | 4,1 | -31 | 0,3 |
17 | Имплозия2 | Самара | 3,8 | — | 0,2 |
18 | Аптека25.рф | Владивосток | 1,3 | — | 0,1 |
19 | Алоэ (Ранее Эдифарм) | С.-Петербург | 1,2 | — | 0,1 |
20 | Ваша № 1 | Москва | 1,2 | 288 | 0,1 |
1 — доля рассчитана от суммарного объема коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ | |||||
2 — экспертная оценка | |||||
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей |
* В числе представителей сегмента e-comm учитываются только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция. Также в данные объемы не включена выручка представителей серого онлайн-бизнеса, связанных с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, и сервисы, продающие незарегистрированные в стране дженерики
** В рейтинг не включена компания OZON.ru из-за отказа предоставить необходимые для расчета данные