Аналитики RNC Pharma представили рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам I/II квартала 2024 года. По их данным, основным трендом первой половины года на российском фармрынке стало возобновление инвестиционной активности фармкомпаний, которое выражалось как в привлечении инвестиций, так и в активизации разного рода сделок. Наиболее яркий пример — покупка сетью «Ригла» крупного регионального игрока «Нижегородская аптечная сеть», которая известна потребителям под брендами Farmani и «Аптечество». Сеть объединяет почти 380 аптек стоимостью порядка 2,2—3,4 млрд руб.
Предыдущая крупная покупка была совершена в конце 2023 года, когда «Аптечная сеть 36,6» стала владельцем сети «Лекоптторг & Родник здоровья». Аналитики отмечают: с одной стороны, фармрынок переходит в стабильное состояние, предполагающее позитивный прогноз в долгосрочной перспективе, а с другой — демонстрирует явную проблематику в свете снижения доходности ритейла, которая стимулирует активизацию консолидационных процессов. Одной из заметных сделок в ритейле стала также продажа «Аптечных традиций» сети «Нео-Фарм», состоявшаяся в середине лета.
По данным аналитиков, текущий экономический цикл стимулирует инвестиционную активность и в отношении производственных подразделений оптовых компаний. Так, «Р-Фарм» недавно стал владельцем площадки «Балтфарм» на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Санкт-Петурбург». Эта покупка стала важным шагом для старта реализации офсетного контракта, тендер на который компания выиграла еще в начале 2023 года, но не могла приступить к его реализации. В отношении фармпрома также важно упомянуть подписание документа, который запускает процесс переформатирования системы преференций для отечественных игроков. Полномасштабные изменения тут будут видны только в 2025 году, но уже сейчас эксперты предполагают рост внимания участников рынка к производственному сектору.
В первой половине 2024 года в отрасли были и менее глобальные, но достойные внимания явления. К примеру, анонсированное партнерство «Магнит Аптеки» с дистрибьютором «Пульс». Сеть супермаркетов приступила к формированию маркетплейса, который будет ориентирован на товары для красоты и здоровья.
«Сам этот факт ставит окончательную точку в отношении попытки развития собственного оптового подразделения в структуре бизнеса «Магнита» и означает переход от стратегии конкуренции к построению партнерских отношений с лидерами фармрынка», — отмечают аналитики.
Таблица. ТОР25 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учетом бюджетного сегмента фармрынка), в денежном выражении, по итогам I/II квартала 2024 года
Рейтинг | Дистрибьютор | Центральный офис | Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации ЛП, %, руб. | |
I/II квартал 2024 | I/II квартал 2023 | |||
1 | Пульс* | Химки | 13,8 | 11,8 |
2 | Протек | Москва | 12,8 | 12,1 |
3 | Катрен | Новосибирск | 11,4 | 11,2 |
4 | ФК Гранд Капитал | Москва | 6,8 | 6,3 |
5 | БСС | С.-Петербург | 4,1 | 4,2 |
6 | Р-Фарм | Москва | 3,4 | 3,6 |
7 | Ирвин 2 | Москва | 3,2 | 2,9 |
8 | Фармкомплект | Н. Новгород | 2,9 | 3,4 |
9 | Фармперспектива* | Самара | 2,1 | 2,2 |
10 | Фармимэкс* | Москва | 1,9 | 1,4 |
11 | Агроресурсы* | Кольцово | 1,7 | 1,6 |
12 | Ланцет | Москва | 1,5 | 1,0 |
13 | Авеста Фармацевтика | Москва | 1,3 | 1,4 |
14 | АСФАДИС | Москва | 1,1 | 1,3 |
15 | Медэкспорт* | Омск | 1,1 | 1,7 |
16 | Северо-запад | С.-Петербург | 0,9 | 0,7 |
17 | Медипал-Онко* | Москва | 0,8 | 0,6 |
18 | Здравсервис* | Тула | 0,7 | 0,7 |
19 | Евросервис | Москва | 0,7 | 0,7 |
20 | Фармстор | Москва | 0,6 | 0,7 |
21 | Интерлек | Москва | 0,5 | 0,4 |
22 | Витта компани | Москва | 0,4 | 0,3 |
23 | Мединторг* | Москва | 0,3 | 0,3 |
24 | Фармацевт* | Ростов-на-Дону | 0,3 | 0,3 |
25 | Медикал лизинг-консалтинг | Москва | 0,2 | 0,1 |
*экспертная оценка | ||||
Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских фармдистрибьюторов |