Ближайший диализный центр – НИИ Клинической медицины – находится в 35 км от пациентки, и по решению клиники она нуждалась в транспортировке на процедуру с сопровождением медперсонала минимум три раза в неделю. Тем не менее, расходы на проезд пациентки и других посетителей медорганизации приходилось компенсировать из своих средств без помощи бюджета, поэтому прокурор обратился к Минздраву области с требованием организовать периодический транспорт и финансировать его.
Представители министерства, не согласившись с требованием, в ходе судебных заседаний пытались признать ведомство ненадлежащим ответчиком, отмечали, что решение врачебной комиссии о необходимости транспортировки недействительно, поскольку выдано не поликлиникой по месту жительства, а также указывали на то, что могут выдавать пациентке денежную компенсацию расходов на транспорт по факту.
Суды всех инстанций встали на сторону пациентки. Несмотря на то, что проезд до места диализа не входит в тариф ОМС и не относится к непосредственно медпомощи, услуга подпадает под действие программы госгарантий и №323-ФЗ «Об основе охраны здоровья». Диализ является жизненно важной процедурой, а транспортировка на такое лечение является его неотъемлемой частью, поэтому ложится на плечи региона.
Кроме того, территориальная программа госгарантий (ПГГ) предписывает бесплатно обеспечивать проезд туда и обратно, а также проживание иногородних граждан до и после гемодиализа. Денежная компенсация в данном случае неприменима, поскольку по данным клиники здоровье пациентки не позволяет ей самостоятельно добираться до места лечения.
Аналогичным решением ранее, в 2020 году, завершился
суд в другом регионе – Алтайском крае, где Минздрав отказывался оплачивать транспорт, сославшись на отсутствие порядка транспортировки пациентов на гемодиализ в амбулаторных условиях, а также на то, что данный вид деятельности не относится к медицинским услугам. Суд же указал на гарантии лечения, обозначенные в №323-ФЗ и ПГГ, и постановил организовать периодический проезд до клиники диализа.
Общественные организации, сенаторы и сами пациенты не первый год указывают на отсутствие четкого алгоритма по финансированию транспортировки пациентов на диализе. В 2017 году президент Владимир Путин поручил
Правительству «рассмотреть вопрос об источниках финансового обеспечения предоставления услуги транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью».
Итогом стало добавление Минздравом в программу госгарантий обязанности регионов обеспечить транспортировку, но формальную норму ПГГ выполняют до сих пор не везде, и пациентам нередко приходится добиваться услуги через суды.
Ближайший диализный центр – НИИ Клинической медицины – находится в 35 км от пациентки, и по решению клиники она нуждалась в транспортировке на процедуру с сопровождением медперсонала минимум три раза в неделю. Тем не менее, расходы на проезд пациентки и других посетителей медорганизации приходилось компенсировать из своих средств без помощи бюджета, поэтому прокурор обратился к Минздраву области с требованием организовать периодический транспорт и финансировать его.
Представители министерства, не согласившись с требованием, в ходе судебных заседаний пытались признать ведомство ненадлежащим ответчиком, отмечали, что решение врачебной комиссии о необходимости транспортировки недействительно, поскольку выдано не поликлиникой по месту жительства, а также указывали на то, что могут выдавать пациентке денежную компенсацию расходов на транспорт по факту.
Суды всех инстанций встали на сторону пациентки. Несмотря на то, что проезд до места диализа не входит в тариф ОМС и не относится к непосредственно медпомощи, услуга подпадает под действие программы госгарантий и №323-ФЗ «Об основе охраны здоровья». Диализ является жизненно важной процедурой, а транспортировка на такое лечение является его неотъемлемой частью, поэтому ложится на плечи региона.
Кроме того, территориальная программа госгарантий (ПГГ) предписывает бесплатно обеспечивать проезд туда и обратно, а также проживание иногородних граждан до и после гемодиализа. Денежная компенсация в данном случае неприменима, поскольку по данным клиники здоровье пациентки не позволяет ей самостоятельно добираться до места лечения.
Аналогичным решением ранее, в 2020 году, завершился
суд в другом регионе – Алтайском крае, где Минздрав отказывался оплачивать транспорт, сославшись на отсутствие порядка транспортировки пациентов на гемодиализ в амбулаторных условиях, а также на то, что данный вид деятельности не относится к медицинским услугам. Суд же указал на гарантии лечения, обозначенные в №323-ФЗ и ПГГ, и постановил организовать периодический проезд до клиники диализа.
Общественные организации, сенаторы и сами пациенты не первый год указывают на отсутствие четкого алгоритма по финансированию транспортировки пациентов на диализе. В 2017 году президент Владимир Путин поручил
Правительству «рассмотреть вопрос об источниках финансового обеспечения предоставления услуги транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью».
Итогом стало добавление Минздравом в программу госгарантий обязанности регионов обеспечить транспортировку, но формальную норму ПГГ выполняют до сих пор не везде, и пациентам нередко приходится добиваться услуги через суды.