Законопроект внесен в Госдуму 13 декабря 2023 года. Как указали авторы, документ разработан в целях «улучшения демографической ситуации в России и снижения количества осложнений, возникающих в процессе и после проведения искусственного прерывания беременности».
По мнению разработчиков, в частных клиниках отсутствует строгий контроль за соблюдением порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», не соблюдается «неделя тишины», не проводится консультирование женщины психологом, юристом, не предоставляется информация о мерах социальной поддержки, отсутствует возможность и навыки оказания медицинской помощи, в том числе реанимационной и оперативной, при возникновении осложнений.
Активное обсуждение вопроса о запрете проведения абортов в частных клиниках велось в течение всего 2023 года. Зампредседателя Госдумы Анна Кузнецова в июле того года отмечала, что губернаторы десяти регионов поддержали инициативу по исключению услуги искусственного прерывания беременности в коммерческих медорганизациях.
Проект закона вызвал широкий общественный резонанс. Некоторые регионы добровольно приняли такое ограничение. О запрете абортов высказывались представители регуляторов, Совета Федерации и Совета при Президенте РФ по правам человека. Так, спикер Совфеда Валентина Матвиенко утверждала, что запреты и криминализация законодательства в отношении абортов не решат проблем с демографией, однако предложила лишать частные клиники лицензий на проведение абортов при выявлении нарушений, например, если в организации не соблюдают «время тишины».
Противоположное мнение высказывала член СПЧ Ева Меркачева. Она посчитала, что в случае запрета на прерывание беременности в частных клиниках женщины начнут делать процедуру «подпольно». После этого «Ведомости» опубликовали информацию о позиции Комитета Госдумы по охране здоровья. Так, комитет якобы выступил за необходимость сохранения права выбора врача и медицинской организации для искусственного прерывания беременности. Однако после публикации некоторые члены комитета опровергли эти данные.
В январе 2024 года, как указано на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности, профильный комитет постановил, что положение законопроекта не согласуется с указанными нормами федеральных законов. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медорганизация – юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии. К медорганизациям в сфере ОМС приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, и такие организации не вправе отказать застрахованным гражданам в оказании медпомощи в соответствии с программами ОМС.
Аборты, в свою очередь, проводятся и за счет средств ОМС. Такие вмешательства могут проводить и клиники, которые входят в единый реестр медорганизаций, отметил комитет. Он постановил разослать проект в комиссии, комитеты и фракции в Госдуме, в правительство и президенту РФ, в Совет Федерации, законодательные органы и высшим должностным лицам регионов. Все они должны были до 20 февраля подготовить отзывы, замечания и предложения.
В июле 2024 года Правительство РФ представило отзыв на законопроект. Там посчитали, что поправки ограничат права не только женщин, но и частных клиник, а также приведут к увеличению расходов федерального бюджета, поэтому на данном этапе проект закона требует «существенной доработки». В декабре депутаты Заксобрания Нижегородской области направили председателю Госдумы Вячеславу Володину заявление об отзыве законопроекта. Комитет по охране здоровья предложил снять проект с рассмотрения в связи с его отзывом.
Законопроект внесен в Госдуму 13 декабря 2023 года. Как указали авторы, документ разработан в целях «улучшения демографической ситуации в России и снижения количества осложнений, возникающих в процессе и после проведения искусственного прерывания беременности».
По мнению разработчиков, в частных клиниках отсутствует строгий контроль за соблюдением порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», не соблюдается «неделя тишины», не проводится консультирование женщины психологом, юристом, не предоставляется информация о мерах социальной поддержки, отсутствует возможность и навыки оказания медицинской помощи, в том числе реанимационной и оперативной, при возникновении осложнений.
Активное обсуждение вопроса о запрете проведения абортов в частных клиниках велось в течение всего 2023 года. Зампредседателя Госдумы Анна Кузнецова в июле того года отмечала, что губернаторы десяти регионов поддержали инициативу по исключению услуги искусственного прерывания беременности в коммерческих медорганизациях.
Проект закона вызвал широкий общественный резонанс. Некоторые регионы добровольно приняли такое ограничение. О запрете абортов высказывались представители регуляторов, Совета Федерации и Совета при Президенте РФ по правам человека. Так, спикер Совфеда Валентина Матвиенко утверждала, что запреты и криминализация законодательства в отношении абортов не решат проблем с демографией, однако предложила лишать частные клиники лицензий на проведение абортов при выявлении нарушений, например, если в организации не соблюдают «время тишины».
Противоположное мнение высказывала член СПЧ Ева Меркачева. Она посчитала, что в случае запрета на прерывание беременности в частных клиниках женщины начнут делать процедуру «подпольно». После этого «Ведомости» опубликовали информацию о позиции Комитета Госдумы по охране здоровья. Так, комитет якобы выступил за необходимость сохранения права выбора врача и медицинской организации для искусственного прерывания беременности. Однако после публикации некоторые члены комитета опровергли эти данные.
В январе 2024 года, как указано на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности, профильный комитет постановил, что положение законопроекта не согласуется с указанными нормами федеральных законов. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медорганизация – юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии. К медорганизациям в сфере ОМС приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, и такие организации не вправе отказать застрахованным гражданам в оказании медпомощи в соответствии с программами ОМС.
Аборты, в свою очередь, проводятся и за счет средств ОМС. Такие вмешательства могут проводить и клиники, которые входят в единый реестр медорганизаций, отметил комитет. Он постановил разослать проект в комиссии, комитеты и фракции в Госдуме, в правительство и президенту РФ, в Совет Федерации, законодательные органы и высшим должностным лицам регионов. Все они должны были до 20 февраля подготовить отзывы, замечания и предложения.
В июле 2024 года Правительство РФ представило отзыв на законопроект. Там посчитали, что поправки ограничат права не только женщин, но и частных клиник, а также приведут к увеличению расходов федерального бюджета, поэтому на данном этапе проект закона требует «существенной доработки». В декабре депутаты Заксобрания Нижегородской области направили председателю Госдумы Вячеславу Володину заявление об отзыве законопроекта. Комитет по охране здоровья предложил снять проект с рассмотрения в связи с его отзывом.