В результате освоения программы акушер среди прочего будет способен проводить медобследование пациентов в период беременности и пациентов с гинекологическими заболеваниями, иметь навыки лечения пациентов с неосложненными состояниями беременности. Он также должен будет уметь оказывать помощь во время самопроизвольных неосложненных родов и в послеродовой период, проводить медицинскую реабилитацию пациентов во время беременности и после нее и реабилитацию пациентов с гинекологическими заболеваниями.
В учебный план входят пять образовательных модулей: общие вопросы профессиональной деятельности акушерки (акушера), оказание медицинской помощи пациентам в акушерстве, оказание медпомощи пациентам в гинекологии, оказание медпомощи в экстренной форме, практика. График занятий каждое учреждение разрабатывает самостоятельно. В конце каждого модуля проводится промежуточная аттестация продолжительностью два часа.
Первый модуль «Общие вопросы профессиональной деятельности акушерки (акушера)» рассчитан на 144 часа, из них лекции составляют 42 часа, семинары – 100 часов, из которых практическая подготовка занимает 96 часов. Второй модуль «Оказание медицинской помощи пациентам в акушерстве» тоже рассчитан на 144 часа: лекции – 46 часов, семинары – 96 часов, из них 88 часов уделяется практической подготовке.
Третий модуль «Оказание медицинской помощи пациентам в гинекологии» предусматривает 54 часа, из них 18 часов уделяется лекциям и 34 часа – семинарам с практической подготовкой. Модуль 4 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» занимает 42 часа: лекции – 10 часов, семинары с практической подготовкой – 30 часов. Пятый модуль длится 150 часов, из них 148 часов уделяется практике.
Промежуточная аттестация продолжительность два часа проводится после каждого модуля, ее форма определяется учреждением самостоятельно. По первым трем модулям промежуточная аттестация включает решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. Промежуточная аттестация по модулю 4 тоже подразумевает решение тестовых заданий, ситуационных задач, а также демонстрацию умений в симулированных условиях. Аттестация по практическому пятому модулю включает оценку отчета о прохождении практики, в котором содержится перечень примененных в ходе оказания медпомощи умений. Кроме того, в отчете студенту необходимо указать количество случаев применения каждого навыка, выполнения манипуляции. Критерии успешного прохождения промежуточных аттестаций каждое учреждение устанавливает самостоятельно.
После прохождения всех модулей следует итоговая аттестация, которая длится 6 часов. Допуск к ней возможен после успешного прохождения всех промежуточных аттестаций. Итоговая аттестация проходит в форме экзамена с решением тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацией умений в симулированных и клинических условиях. Одна из ее целей – выявление теоретической и практической подготовки обучающегося. При успешном прохождении акушер получает диплом о профпереподготовке.
В проекте предусмотрены примеры тестовых заданий для промежуточной и итоговой аттестаций, также говорится, что оценочные материалы формируются учреждением. Прописаны и требования к кадровым условиям реализации образовательной программы. В качестве преподавателей выступают работники учреждения и (или) лица, привлекаемые на иных условиях. Их квалификация должна отвечать соответствующим характеристикам установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих 2020 года или в одноименном справочнике 2011 года.
Лекции и семинары без практической подготовки проводятся преподавателями со средним или высшим медобразованием и стажем не менее 3 лет. В документе отмечено, что в первых трех модулях семинары проводятся в группе не более 10 человек преподавателями со средним или высшим образованием, но с рядом условий. Преподаватели со средним и высшим медобразованием должны иметь аккредитацию по специальности «акушерское дело» и стаж не менее трех лет, а с высшим медобразованием – аккредитацию по «акушерству и гинекологии» с аналогичным стажем. В пятом модуле семинары проводятся в группе не более пяти человек преподавателями со средним или высшим медобразованием. Первые должны иметь аккредитацию по «акушерскому делу» и стаж не менее трех лет, вторые – аккредитацию по «акушерству и гинекологии» и аналогичный стаж.
Для осуществления образовательной программы необходимо в том числе наличие учебных аудиторий площадью не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося, оснащенных видеопроекционной аппаратурой, и наличие тренажеров для тренировки оказания медпомощи.
Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» позволили Минздраву РФ утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций. Они были утверждены в конце февраля 2025 года. Тогда же был установлен запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Ранее ДПО основывалось лишь на примерных программах, которые не имели четких требований. Первая типовая программа ДПО была представлена в сентябре 2025 года. Затем регулятор представил еще несколько программ по специальностям: «сестринское дело», «клиническая фармакология», «управление и экономика фармации», «лечебное дело» (для работников со средним медобразованием), «кардиология» и другим.
В результате освоения программы акушер среди прочего будет способен проводить медобследование пациентов в период беременности и пациентов с гинекологическими заболеваниями, иметь навыки лечения пациентов с неосложненными состояниями беременности. Он также должен будет уметь оказывать помощь во время самопроизвольных неосложненных родов и в послеродовой период, проводить медицинскую реабилитацию пациентов во время беременности и после нее и реабилитацию пациентов с гинекологическими заболеваниями.
В учебный план входят пять образовательных модулей: общие вопросы профессиональной деятельности акушерки (акушера), оказание медицинской помощи пациентам в акушерстве, оказание медпомощи пациентам в гинекологии, оказание медпомощи в экстренной форме, практика. График занятий каждое учреждение разрабатывает самостоятельно. В конце каждого модуля проводится промежуточная аттестация продолжительностью два часа.
Первый модуль «Общие вопросы профессиональной деятельности акушерки (акушера)» рассчитан на 144 часа, из них лекции составляют 42 часа, семинары – 100 часов, из которых практическая подготовка занимает 96 часов. Второй модуль «Оказание медицинской помощи пациентам в акушерстве» тоже рассчитан на 144 часа: лекции – 46 часов, семинары – 96 часов, из них 88 часов уделяется практической подготовке.
Третий модуль «Оказание медицинской помощи пациентам в гинекологии» предусматривает 54 часа, из них 18 часов уделяется лекциям и 34 часа – семинарам с практической подготовкой. Модуль 4 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» занимает 42 часа: лекции – 10 часов, семинары с практической подготовкой – 30 часов. Пятый модуль длится 150 часов, из них 148 часов уделяется практике.
Промежуточная аттестация продолжительность два часа проводится после каждого модуля, ее форма определяется учреждением самостоятельно. По первым трем модулям промежуточная аттестация включает решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. Промежуточная аттестация по модулю 4 тоже подразумевает решение тестовых заданий, ситуационных задач, а также демонстрацию умений в симулированных условиях. Аттестация по практическому пятому модулю включает оценку отчета о прохождении практики, в котором содержится перечень примененных в ходе оказания медпомощи умений. Кроме того, в отчете студенту необходимо указать количество случаев применения каждого навыка, выполнения манипуляции. Критерии успешного прохождения промежуточных аттестаций каждое учреждение устанавливает самостоятельно.
После прохождения всех модулей следует итоговая аттестация, которая длится 6 часов. Допуск к ней возможен после успешного прохождения всех промежуточных аттестаций. Итоговая аттестация проходит в форме экзамена с решением тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацией умений в симулированных и клинических условиях. Одна из ее целей – выявление теоретической и практической подготовки обучающегося. При успешном прохождении акушер получает диплом о профпереподготовке.
В проекте предусмотрены примеры тестовых заданий для промежуточной и итоговой аттестаций, также говорится, что оценочные материалы формируются учреждением. Прописаны и требования к кадровым условиям реализации образовательной программы. В качестве преподавателей выступают работники учреждения и (или) лица, привлекаемые на иных условиях. Их квалификация должна отвечать соответствующим характеристикам установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих 2020 года или в одноименном справочнике 2011 года.
Лекции и семинары без практической подготовки проводятся преподавателями со средним или высшим медобразованием и стажем не менее 3 лет. В документе отмечено, что в первых трех модулях семинары проводятся в группе не более 10 человек преподавателями со средним или высшим образованием, но с рядом условий. Преподаватели со средним и высшим медобразованием должны иметь аккредитацию по специальности «акушерское дело» и стаж не менее трех лет, а с высшим медобразованием – аккредитацию по «акушерству и гинекологии» с аналогичным стажем. В пятом модуле семинары проводятся в группе не более пяти человек преподавателями со средним или высшим медобразованием. Первые должны иметь аккредитацию по «акушерскому делу» и стаж не менее трех лет, вторые – аккредитацию по «акушерству и гинекологии» и аналогичный стаж.
Для осуществления образовательной программы необходимо в том числе наличие учебных аудиторий площадью не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося, оснащенных видеопроекционной аппаратурой, и наличие тренажеров для тренировки оказания медпомощи.
Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» позволили Минздраву РФ утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций. Они были утверждены в конце февраля 2025 года. Тогда же был установлен запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Ранее ДПО основывалось лишь на примерных программах, которые не имели четких требований. Первая типовая программа ДПО была представлена в сентябре 2025 года. Затем регулятор представил еще несколько программ по специальностям: «сестринское дело», «клиническая фармакология», «управление и экономика фармации», «лечебное дело» (для работников со средним медобразованием), «кардиология» и другим.



