Мадс Танг-Кристенсен, корпоративный вице-президент по исследованиям в области ожирения компании «Ново Нордиск», посвятил изучению феномена связи «ловушки головного мозга – ожирение» многие годы. Эксперт разобрал типичные заблуждения на этот счет, распространенные в мире. Зная о них, можно избежать многих неправильных шагов в попытках решить проблему ожирения.
Заблуждение первое: просто трать больше, чем потребляешь
На первый взгляд, причина ожирения предельно проста: если потреблять больше калорий, чем требуется, масса тела будет увеличиваться. Но на самом деле все значительно сложнее. Наш организм крайне неохотно расстается с лишними калориями. Виной тому – механизм выживания, сформировавшийся у человека многие тысячелетия назад.
Еще в каменном веке в результате естественного отбора выживали только те из нас, кому удавалось запасти максимум энергии, пока вокруг было много еды, чтобы потом использовать накопленное в период голода. Эту приобретенную способность мы и развили в ходе эволюции. Со сменой поколений существенных изменений в генотипе человека не происходит, а вот образ жизни влияет на то, каким образом заложенные в генах свойства проявляются в наших физических особенностях.
Современный мир очевидно не похож на каменный век. Большинство жителей планеты не имеют никаких проблем с доступом к обильной вкусной пище и напиткам, да еще и двигаются куда меньше своих доисторических предков. Получается, что стремление запастить энергией в виде жира регулярно сталкивается с калорийной пищей – и это становится причиной повсеместного переедания и, буквально, мировой эпидемии ожирения.
Заблуждение второе: ожирение связано прежде всего с пищеварительной системой
Нормальная работа желудка и кишечника, конечно, влияет на массу тела. Равно как и функционирование почек и печени. Но, как ни странно, работа ни одного органа не сказывается на избыточной массе тела так, как деятельность головного мозга. Головной мозг – это поле битвы, на котором нашим попыткам поддерживать нормальную массу тела противостоит естественная склонность организма к накоплению калорий.
Для понимания механизма развития ожирения следует установить, что происходит именно здесь, в мозге. Может быть, кто-то знает, что в поджелудочной железе есть рецепторы к глюкагоноподобному пептиду 1-го типа (ГПП-1), регулятору уровня сахара в крови, который способствует выработке инсулина, но не все осведомлены, что рецепторы ГПП-1 есть также в головном мозге. Эти рецепторы не участвуют в выработке инсулина, но играют важную роль в регулировании массы тела, поскольку способствуют возникновению ощущения сытости после приема пищи.
Заблуждение третье: больше калорий – больше масса
Главная цель научных исследований компании «Ново Нордиск» – поиск механизма поддержания организмом определенной массы тела, некой «точки равновесия». Так, например, необходимо понять, почему после похудания вес в течение нескольких недель возвращается, даже если потребление калорий увеличено не было? На самом деле, в некоторых случаях набор массы может происходить даже при уменьшении количества потребляемых калорий.
По-видимому, существует какой-то внутренний фактор, который стимулирует обратный набор массы тела до исходных значений, своего рода «переключатель», который снижает энергозатраты человека до тех пор, пока он заново не наберет потерянные на диете килограммы. За последние годы рядом ученых проведено множество экспериментов в этой области. В исследованиях «Ново Нордиск» предпринимается попытка найти, в какой именно области головного мозга происходит этот переход, и есть ли возможность воздействовать на эту область с помощью лекарственных средств. Если это однажды удастся, врачи всего мира смогут помочь пациентам с ожирением «сбросить настройки» организма, установив новую, более здоровую «точку равновесия» для массы тела.
Заблуждение четвертое: если я страдаю ожирением – я сам в этом виноват
Пациентам с ожирением сложно похудеть. Им противостоят все системы организма. Недостаток знаний приводит к возникновению бесполезных рекомендаций и вредных мифов.
Например, широко распространено представление о том, что ожирение – не болезнь, а набор веса зависит от личного выбора каждого человека. Этим обусловлена стигматизация, которой подвергаются такие пациенты, хотя их вины в возникновении ожирения нет. Ожирение лежит в основе большинства нарушений обмена веществ, в частности сахарного диабета 2-го типа и НАСГ (неалкогольного стеатогепатита). Это не тот случай, когда можно утверждать, что одна болезнь «реальнее» другой.
Если мы хотим решить проблему нарастания распространенности ожирения, нам следует понимать, что это патологическое состояние, которое необходимо лечить – как лечатся другие заболевания, причем лечить в соответствии с самыми прогрессивными тенденциями медицины. Очевидно, как и в случае со многими другими заболеваниями, каждый человек может предпринять определенные действия, чтобы вести более здоровый образ жизни и повысить свою физическую активность. Да, тут есть доля нашей ответственности, но в конечном итоге никто не будет спорить с тем, что сахарный диабет 2-го типа развивается не по вине пациента. Аналогичное утверждение применимо и к пациентам с ожирением.
Заблуждение пятое: избавившись от ожирения, можно выдохнуть и расслабиться
Мадс Танг-Кристенсен начал изучать молекулу ГПП-1, когда ему было 26 лет, и тогда, вспоминает исследователь, ему казалось, что решение очень близко. Но чем старше он становился, тем больше понимал, что к цели придется двигаться малыми шагами. Механизм участия головного мозга в развитии ожирения очень сложен, и его изучение требует интенсивной и кропотливой работы. Иногда кажется, что волшебный «переключатель» наконец удалось найти – а потом пациент вновь набирает вес. И единожды избавившись от ожирения, ты не защищаешь себя от лишнего веса в будущем.
«Эта тайна вызывает во мне чувство сродни религиозному благоговению. По сути, наши исследования направлены на изучение процессов потребления энергии, ее сохранения и выживания. Мы пытаемся понять, что лежит в основе жизни, и каждый день работы над этой задачей приносит мне подлинную радость», – говорит профессор Танг-Кристенсен.