Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов в ежегодном докладе президенту РФ Владимиру Путину описал факты, препятствующие конкуренции на рынке медуслуг и ограничивающие пациентов в выборе места лечения. Речь идет как о доступе частных клиник к работе в системе ОМС и получению плановых объемов медпомощи, так и о рисках Порядка онкологической помощи взрослым.
В докладе предлагается описать критерии распределения объемов медпомощи по ОМС. По словам общественного омбудсмена по защите прав предпринимателей в сфере медицины Андрея Яновского, 326-ФЗ «Об ОМС» и Правила ОМС устанавливают только общие критерии распределения объемов медицинской помощи между государственными и частными организациями. «Четкая и прозрачная процедура в них не закреплена, все зависит от субъективного решения территориальных комиссий. А представители частных медицинских организаций в состав таких комиссий не входят. В результате частным клиникам отказывают в предоставлении объемов, а елси и выделяют, то они весьма ограничены по сравнению с государственными медицинскими учреждениями. При этом организация, работающая в системе ОМС, не имеет права отказывать пациентам, и вынуждена оказывать им медпомощь за свой счет, в дальнейшем взыскивая ее стоимость со страховых организаций в судебном порядке», — отметил он.
При этом, как ранее писал Vademecum, судебная практика по делам о так называемых сверхобъемах в системе ОМС разнится. По данным Аналитического центра Vademecum, только за январь 2019 – май 2020 года арбитражные суды удовлетворили иски по поводу сверхобъемов на сумму более 750 млн рублей. По данным Счетной палаты, в среднем по стране доля случаев оказания медпомощи по ОМС сверх запланированного объема составляет 1-2%, однако в ряде регионов в 2020 году отклонение от плана достигает 13–18%, в зависимости от условий оказания медпомощи.
Кроме того, предлагается внести изменения в ст. 20 ФЗ-326, предоставиы частным медорганизациям возможность расходовать средства в соответствии с уставными целями, не ограничивать их в дальнейшем инвестировании, покрытии амортизационных исчислений, выплате дивидендов.
В рабочей версии проекта поправок к 326-ФЗ, актуальной на 5 марта 2021 года, конкретизируются статьи, на которые запрещено тратить средства ОМС, среди них – возмещение капитальных затрат, приобретение транспорта, имущества, а также погашение кредитов. Среди других предлагаемых новаций – понятие «структура тарифа на оплату медпомощи» заменяется на «расходы, включаемые в тариф на оплату медпомощи». В расходы, как и прежде, включаются зарплата, приобретение лекарств, расходных материалов, инструментов, реактивов, питание, транспортные и коммунальные услуги, работы по содержанию имущества и другие статьи. Порог в 100 тысяч рублей на закупку оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря, который не менялся с 2012 года, законопроектом поднимается до 400 тысяч рублей.
Упоминается в докладе и Порядок онкопомощи, вступающий в силу с 1 января 2022 года. Документ, вызвавший не одну дискуссию в профессиональном сообществе, исключает возможность оказания помощи при онкологических заболеваниях в медицинских организациях, которые не включены в схемы маршрутизации. В аппарате Бориса Титова опасаются, что в схемы войдут только госмедучреждений, а пациент лишится права выбора места лечения.
«Очевидно, что инициатива, принятая с целью 100% контроля распределения средств ОМС, приводит к полному отрицанию конкуренции на рынке, — считает Яновский. — Пациента, по сути, лишили возможности выбора, вынуждая его обращаться за медицинской помощью исключительно по месту жительства. У него нет возможности повлиять на ситуацию даже в случаях оказания неквалифицированной помощи, отсутствия необходимых лекарств или лечения с использованием устаревшего оборудования».
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов в ежегодном докладе президенту РФ Владимиру Путину описал факты, препятствующие конкуренции на рынке медуслуг и ограничивающие пациентов в выборе места лечения. Речь идет как о доступе частных клиник к работе в системе ОМС и получению плановых объемов медпомощи, так и о рисках Порядка онкологической помощи взрослым.
В докладе предлагается описать критерии распределения объемов медпомощи по ОМС. По словам общественного омбудсмена по защите прав предпринимателей в сфере медицины Андрея Яновского, 326-ФЗ «Об ОМС» и Правила ОМС устанавливают только общие критерии распределения объемов медицинской помощи между государственными и частными организациями. «Четкая и прозрачная процедура в них не закреплена, все зависит от субъективного решения территориальных комиссий. А представители частных медицинских организаций в состав таких комиссий не входят. В результате частным клиникам отказывают в предоставлении объемов, а елси и выделяют, то они весьма ограничены по сравнению с государственными медицинскими учреждениями. При этом организация, работающая в системе ОМС, не имеет права отказывать пациентам, и вынуждена оказывать им медпомощь за свой счет, в дальнейшем взыскивая ее стоимость со страховых организаций в судебном порядке», — отметил он.
При этом, как ранее писал Vademecum, судебная практика по делам о так называемых сверхобъемах в системе ОМС разнится. По данным Аналитического центра Vademecum, только за январь 2019 – май 2020 года арбитражные суды удовлетворили иски по поводу сверхобъемов на сумму более 750 млн рублей. По данным Счетной палаты, в среднем по стране доля случаев оказания медпомощи по ОМС сверх запланированного объема составляет 1-2%, однако в ряде регионов в 2020 году отклонение от плана достигает 13–18%, в зависимости от условий оказания медпомощи.
Кроме того, предлагается внести изменения в ст. 20 ФЗ-326, предоставиы частным медорганизациям возможность расходовать средства в соответствии с уставными целями, не ограничивать их в дальнейшем инвестировании, покрытии амортизационных исчислений, выплате дивидендов.
В рабочей версии проекта поправок к 326-ФЗ, актуальной на 5 марта 2021 года, конкретизируются статьи, на которые запрещено тратить средства ОМС, среди них – возмещение капитальных затрат, приобретение транспорта, имущества, а также погашение кредитов. Среди других предлагаемых новаций – понятие «структура тарифа на оплату медпомощи» заменяется на «расходы, включаемые в тариф на оплату медпомощи». В расходы, как и прежде, включаются зарплата, приобретение лекарств, расходных материалов, инструментов, реактивов, питание, транспортные и коммунальные услуги, работы по содержанию имущества и другие статьи. Порог в 100 тысяч рублей на закупку оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря, который не менялся с 2012 года, законопроектом поднимается до 400 тысяч рублей.
Упоминается в докладе и Порядок онкопомощи, вступающий в силу с 1 января 2022 года. Документ, вызвавший не одну дискуссию в профессиональном сообществе, исключает возможность оказания помощи при онкологических заболеваниях в медицинских организациях, которые не включены в схемы маршрутизации. В аппарате Бориса Титова опасаются, что в схемы войдут только госмедучреждений, а пациент лишится права выбора места лечения.
«Очевидно, что инициатива, принятая с целью 100% контроля распределения средств ОМС, приводит к полному отрицанию конкуренции на рынке, — считает Яновский. — Пациента, по сути, лишили возможности выбора, вынуждая его обращаться за медицинской помощью исключительно по месту жительства. У него нет возможности повлиять на ситуацию даже в случаях оказания неквалифицированной помощи, отсутствия необходимых лекарств или лечения с использованием устаревшего оборудования».