В Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии прошла итоговая конференция по проекту программы Tempus Евросоюза, направленного на модернизацию программ многоуровневого образования в сфере биотехнологии в России. Помимо СПХФА с российской стороны в нем также участвовали Кубанский государственный медицинский университет и Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова, со стороны Евросоюза — Крэнфилдский университет (Великобритания), Университет Дублина (Ирландия) и Пражский институт химической технологии (Чехия).
Запуск программы состоялся весной 2010 г., когда было проведено исследование образовательного пространства по подготовке специалистов в сфере биотехнологии в России, изучено мнение представителей отрасли и преподавательского состава вузов, проведен опрос студентов, сообщили в СПХФА. В результате были сформированы задачи по разработке новой магистерской программы в сфере биотехнологии, отвечающей современным стандартам европейского образования и, одновременно, учитывающей специфику российской биофармацевтической отрасли.
В 2011 г. преподаватели российских вузов прошли обучение в европейских университетах. Выездные циклы лекций и мастер-классы ведущих профессоров и лекторов из европейских университетов, посвященные содержанию и методике преподавания отдельных модулей магистерских программ, были организованы также на базе российских вузов. В 2012 г. месячные стажировки в Крэнфилде, Дублине и Праге прошли уже российские студенты, которые в каждом из университетов не только прослушали курсы лекций, но и приняли участие в реализации научно-исследовательских проектов. В 2012 г. по итогам стажировок при поддержке Крэнфилдского университета была проведена методические работа по разработке магистерской программы, запуск отдельных модулей которой состоялся в СПХФА с начала 2012-2013 учебного года.
Итоговая конференция показала, что программа внесла реальные коррективы в работу российских вузов по подготовке магистров. Такими достижениями являются интеграция науки и образования, включение в программы подготовки ряда дисциплин, соответствующих современному научному уровню, переход на модульную систему образования, использование современных методов обучения. В частности, особый интерес как у преподавателей, так и у студентов вызвала такая новая для них форма работы, как реализация групповых проектов, которые позволяют развивать не только профессиональные компетенции, но и личностные качества учащихся (умение работать в команде, навыки эффективных коммуникаций и сотрудничества, умение проявлять лидерские качества и пр.).
Как сообщили в СПХФА, важным итогом реализации проекта является также налаживание тесных связей между университетами как в образовательной, так и научной сфере. Внедрение общей магистерской программы, отвечающей требованиям европейской системы образования, создало также условия для академической мобильности. Важно подчеркнуть, что в данном случае речь идет не только о мобильности, предполагающей перемещение студентов из России в ЕС, но и обмен студентами и образовательными модулями между российскими вузами.