Росздравнадзор вместе с правоохранителями постоянно «вылавливают» в аптеках и на складах контрафактные и фальсифицированные серии популярных лекарств и изымают их из обращения. Однако пройти по «цепочке» до конца и установить производителя опасных медикаментов удается лишь в единичных случаях.
В прошлом году при проверках Росздравнадзора было забраковано и изъято 146 серий лекарственных препаратов 58 наименований.
Об этом сообщила вчера на пресс-конференции, посвященной ситуации на лекарственном рынке, начальник профильного управления Росздравнадзора Валентина Косенко.
По ее словам, количество обнаруженного фальсификата из года в год остается приблизительно на одном уровне. Хотя, если учесть, что количество проверок серьезно выросло, можно все-таки говорить об уменьшении его доли на рынке.
Участвовавший в пресс-конференции зампредседателя Общественного совета Ассоциации работников правоохранительных органов РФ Сергей Максимов считает, что «фальшака» на рынке примерно 4 процента. И хотя еще несколько лет назад эксперты давали куда более тревожные оценки, это, по мнению Максимова, никоим образом не должно успокаивать контролирующие органы, поскольку речь идет о жизни и здоровье людей.
Главное, что тревожит и представителей Росздравнадзора, и правоохранителей, — это низкая эффективность существующей системы государственного контроля.
Инспекторы могут приостановить действие лицензии, изъять сомнительные препараты из обращения. Но, например, самостоятельно наказывать проштрафившиеся организации в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях Росздравнадзор права не имеет.
«Мы регулируем оборот легальных лекарственных средств, — подчеркнула Валентина Косенко. — В случае обнаружения фальсификата составляем протокол об административном нарушении, прослеживаем всю цепочку в торговле и передаем сведения в МВД».
В прошлом году, к примеру, в результате четырех тысяч проверок было составлено 1 тыс. 700 протоколов об административных правонарушениях в сфере фармацевтики. В МВД было направлено 14 обращений по 32 фармацевтическим организациям. При этом, что любопытно, «неправильные» лекарства изымаются и уничтожаются, и в результате еще до момента возбуждения уголовного дела доказательная база просто ликвидируется.
Максимов, в свою очередь, считает, что необходимо ввести в Уголовный кодекс статью, в которой будет сформулирована ответственность именно за производство и обращение фальсифицированных лекарств. Сегодня правоохранители опираются на более общие статьи (например, об авторском праве и незаконном присвоении торговой марки), а этого явно недостаточно.
Соответствующий законопроект был принят депутатами прежнего созыва в первом чтении. Но в плане работы законодателей на этот год «недоделанный» закон почему-то не значится.