Рандомизированное исследование показало, что пугающие изображения пораженных раком легких и угрожающие смертью надписи на сигаретных пачках — или вовсе белая упаковка — заставляют немного задуматься о вреде курения, однако не приносят никакой явной пользы для здоровья, поскольку не влияют на желание отказаться от пагубной привычки.
Предупредительные надписи и изображения на пачка сигарет внедрили более чем в 120 странах, чтобы повысить осведомленность людей об опасности курения. А семь государств, включая Австралию, Великобританию и Францию, потребовали вообще убрать любое упоминание бренда на упаковке. Считается, что в сочетании с другими стратегиями, такими как помощь в отказе от пагубной привычки, подобные метод может предоставить правительствам возможность снизить смертность, заболеваемость и медицинские расходы. Маркетинговые исследования и научные работы ранее утверждали, что неприятные картинки на пачках влияют на продажи, снижают удовольствие от курения, а также заставляют человека задумываться, какой вред он наносит организму.
Авторы новой работы, опубликованной в JAMA Network Open, — онкологи, эпидемиологи и психологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего, Калифорнийского государственного университета Сан-Маркос, Службы общественного здравоохранения округа Сан-Диего и Государственного университета Сан-Диего (США) — показали, что предупредительные надписи и изображения служат эффективным напоминанием об отрицательных последствиях курения, однако никакой практической пользы, увы, не приносят.
Ученые провели рандомизированное клиническое исследование, посвященное изучению реального опыта курильщиков из Соединенных Штатов Америки. 357 участников в возрасте от 21 до 65 лет (195 — женщины) попросили купить сигареты предпочитаемой ими марки, а затем случайным образом распределили на несколько групп: в первой использовали пачку вообще без каких-либо картинок и надписей, во второй — по стандарту правительства Австралии, в третьей — обычные пачки для США. В течение трехмесячного эксперимента респонденты ежедневно отвечали на вопросы: «Как часто вы задумывались о влиянии курения на здоровье?», «Как часто вы задумывались о влиянии курения на окружающих?», «Как часто вы думали о желании бросить курить?»
Как показали результаты, испытуемые из первой и третьей групп (пустая и обычная пачки) не изменили мнение и по-прежнему положительного оценивали тот факт, что курят. В то время как вторая группа воспринимала это более отрицательно: они на более длинный срок воздерживались от курения, но в целом разница была незначительной. Хотя опасения из-за здоровья немного усилились — вероятно, само участие в исследовании заставляло задумываться о рисках.
«Хотя предупредительные надписи и изображения заставляют курильщиков с большей вероятностью думать о том, чтобы покончить с вредной привычкой, они не повышают вероятность того, что человек все же предпримет серьезную попытку бросить курить. Этого недостаточно, чтобы помочь отказаться от никотиновой зависимости. Следовательно, предупреждающие надписи — неотъемлемая часть стратегии контроля, но лишь один из инструментов для правительства по минимизации издержек, связанных со смертью и болезнями, вызванными курением», — подытожили авторы работы.