Изначально «второй лишний» должен был начать действовать для лекарств из списка СЗЛС с 1 сентября 2025 года, до этого времени для таких препаратов с глубокой локализацией должна была применяться ценовая преференция в 15% – аналогичная льгота используется и для позиций перечня ЖНВЛП. При переносе вступления в силу механизма «второй лишний» для препаратов, относящихся к СЗЛС, до конца 2025 года была пролонгирована для них и мера о предоставлении ценовой преференции.
Само определение «перечня стратегически значимых лекарственных средств» было закреплено в нормативном поле в июле 2025 года. Изначально список СЗЛС был создан еще в 2010 году для обозначения препаратов, локализация которых, по версии регуляторов, непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности России. Вновь о перечне заговорили при разработке регламента о предоставления национального режима. Сейчас сразу Минздрв и Минпромторг разрабатывают критерии формирования обновленного перечня СЗЛС, однако до сих пор принципы официально не были представлены общественности.
Подтверждать страну происхождения препаратов из списков ЖНВЛП и СЗЛС в изначальной версии правительственного постановления планировалось с 1 сентября 2025 года исключительно через реестр российской промышленной продукции, а также через евразийский реестр промышленных товаров. Тем не менее, в новом постановлении регуляторы отложили тематический переход на конец 2025 года. Вместе с тем правительство зафиксировало, что для подтверждения производства товаров, в частности, лекарств, в России обращаться к данным информсистем не нужно будет до 30 июня 2026 года, если в отношении таких товаров записи в реестре российской промышленной продукции были сформированы до 31 декабря 2025 года.
Помимо этого корректировки внесли в постановление новую норму: теперь, если госзакупка товара у иностранного лица осуществляется за пределами РФ для обеспечения деятельности заказчика за границей, а продукция не будет использоваться в России, то ограничения и запреты на приобретения действовать не будут.
Постановление о мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Правительство РФ утвердило в конце 2024 года. Нормы, распространяющие механизм «второй лишний» на госзакупки лекарств, подверглись критике со стороны отраслевого и пациентского сообществ. Профильные ассоциации указывали, в частности, на возможное появление дефицита препаратов и повышение их стоимости в случае утверждения нового механизма, некорректную работу системы прослеживаемости, которая должна верифицировать реальную страну происхождения и глубину локализации производства препаратов.
Двойственности в прочтении документа не удалось избежать и к апрелю 2025 года. Тогда профильному департаменту Минздрава РФ пришлось в ответ на запрос регионального ведомства разъяснять способы применения правительственного постановления. Департамент конкретизировал принципы структурирования постановления, обобщил правила применения прилагаемых к нему перечней, а также сформулировал причину создания некоторых механизмов.
В середине июня 2025 года правительство уже внесло изменения в постановление о мерах по предоставлению нацрежима. Тогда регуляторы, в частности, расширили общий перечень исключений, при которых не применяются запреты, ограничения и преимущества. В перечень тогда было внесено шесть новых позиций, среди которых – приобретение товара для его воспроизведения по индивидуальному заказу.
Изначально «второй лишний» должен был начать действовать для лекарств из списка СЗЛС с 1 сентября 2025 года, до этого времени для таких препаратов с глубокой локализацией должна была применяться ценовая преференция в 15% – аналогичная льгота используется и для позиций перечня ЖНВЛП. При переносе вступления в силу механизма «второй лишний» для препаратов, относящихся к СЗЛС, до конца 2025 года была пролонгирована для них и мера о предоставлении ценовой преференции.
Само определение «перечня стратегически значимых лекарственных средств» было закреплено в нормативном поле в июле 2025 года. Изначально список СЗЛС был создан еще в 2010 году для обозначения препаратов, локализация которых, по версии регуляторов, непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности России. Вновь о перечне заговорили при разработке регламента о предоставления национального режима. Сейчас сразу Минздрв и Минпромторг разрабатывают критерии формирования обновленного перечня СЗЛС, однако до сих пор принципы официально не были представлены общественности.
Подтверждать страну происхождения препаратов из списков ЖНВЛП и СЗЛС в изначальной версии правительственного постановления планировалось с 1 сентября 2025 года исключительно через реестр российской промышленной продукции, а также через евразийский реестр промышленных товаров. Тем не менее, в новом постановлении регуляторы отложили тематический переход на конец 2025 года. Вместе с тем правительство зафиксировало, что для подтверждения производства товаров, в частности, лекарств, в России обращаться к данным информсистем не нужно будет до 30 июня 2026 года, если в отношении таких товаров записи в реестре российской промышленной продукции были сформированы до 31 декабря 2025 года.
Помимо этого корректировки внесли в постановление новую норму: теперь, если госзакупка товара у иностранного лица осуществляется за пределами РФ для обеспечения деятельности заказчика за границей, а продукция не будет использоваться в России, то ограничения и запреты на приобретения действовать не будут.
Постановление о мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Правительство РФ утвердило в конце 2024 года. Нормы, распространяющие механизм «второй лишний» на госзакупки лекарств, подверглись критике со стороны отраслевого и пациентского сообществ. Профильные ассоциации указывали, в частности, на возможное появление дефицита препаратов и повышение их стоимости в случае утверждения нового механизма, некорректную работу системы прослеживаемости, которая должна верифицировать реальную страну происхождения и глубину локализации производства препаратов.
Двойственности в прочтении документа не удалось избежать и к апрелю 2025 года. Тогда профильному департаменту Минздрава РФ пришлось в ответ на запрос регионального ведомства разъяснять способы применения правительственного постановления. Департамент конкретизировал принципы структурирования постановления, обобщил правила применения прилагаемых к нему перечней, а также сформулировал причину создания некоторых механизмов.
В середине июня 2025 года правительство уже внесло изменения в постановление о мерах по предоставлению нацрежима. Тогда регуляторы, в частности, расширили общий перечень исключений, при которых не применяются запреты, ограничения и преимущества. В перечень тогда было внесено шесть новых позиций, среди которых – приобретение товара для его воспроизведения по индивидуальному заказу.