Согласно пояснительной записке, размер страховых сумм на 2027 год определяется с учетом повышения минимального размера оплаты труда. С 1 января 2027 года МРОТ составит 28 935 рублей, индекс роста к уровню 2026 года – 1,068. В связи с этим базовая страховая сумма 35 тысяч рублей увеличивается до 37 380 рублей, а после округления, предусмотренного ч. 5 ст. 5 № 456-ФЗ, устанавливается в размере 37 тысяч рублей. Базовая сумма 50 тысяч увеличивается до 53 400 рублей и после округления устанавливается в размере 53 тысячи рублей.
Постановление в случае принятия вступит в силу с 1 января 2027 года. Предусмотренные размеры страховых сумм применяются для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в январе 2027 года и позднее.
Эксперимент по добровольному страхованию самозанятых граждан стартовал 1 января 2026 года. Согласно разработанному Минтрудом РФ закону, размер больничного закреплен на уровне 35 тысяч или 50 тысяч рублей. Участник сам может выбрать сумму годового пособия, тариф взносов составляет 3,84% от суммы, то есть человек может перечислять в СФР 1 344 или 1 920 рублей ежемесячно или сразу за год – 16 128 или 23 040 рублей соответственно. Получить выплаты по больничному листу можно будет через 6 месяцев после внесения годового или непрерывного ежемесячного взноса.
Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, инициатива разработана для формирования «сбалансированного бюджета средств» самозанятого и устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования.
Вступить в ряды участников можно до 30 сентября 2027 года, а сам эксперимент продлится до 31 декабря 2028 года. По данным Соцфонда, на 13 февраля 2026 года в пилотном проекте зарегистрировались более 15 тысяч самозанятых.
В целом возможность формирования больничного в электронном формате появилась только в 2025 году после утвержденных Минздравом корректировок в Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Документ вступил в силу с 1 сентября 2025 года и будет действовать до той же даты 2031-го.


