Минздрав РФ готовит проект распоряжения Правительства РФ, которое продлит механизм единого поставщика санитарной авиации на 2022-2023 годы. Действие распоряжения Правительства РФ №3286-р от 10 декабря 2020 года, наделившего «дочку» госкорпорации «Ростех» – АО «Национальная служба санитарной авиации» (АО «НССА») – статусом единственного поставщика услуг медицинской эвакуации для нужд санавиации, рассчитано до 31 декабря 2021 года.
Ведомством планируется подготовка нового правительственного распоряжения о единственном поставщике услуг санавиации на 2022-2023 годы, сообщил директор ВЦМК «Защита» Федерального медицинского биофизического центра им. А.И. Бурназяна ФМБА России, главный внештатный специалист по медицине катастроф Минздрава и ФМБА Сергей Гончаров.
Прекращение финансирования проекта по развитию санавиации из федерального бюджета пока не планируется, санитарная авиация включена в перечень национальных целей до 2030 года с предусмотренным финансированием. В 2021 году планируется выделение дополнительных средств регионам, однако их точный объем пока не определен Минфином РФ.
Кроме того, Минздрав РФ рассматривает возможность софинансирования строительства регионами вертолетных площадок по проекту «Безопасные и качественные дороги», но предложение пока находится в стадии проработки. В настоящее время финансовые обязательства по возведению наземной инфраструктуры санавиации лежат на региональных бюджетах.
Проект по централизации санитарной авиации в ноябре 2017 года анонсировал глава авиакластера ГК «Ростех» Анатолий Сердюков. Первоначально предполагалось, что госкорпорация создаст единого федерального оператора службы санитарной авиации, а воздушные суда, оснащенные медицинскими модулями, будут поставляться регионам в «инфраструктурную ипотеку». Общий объем инвестиций оценивался в 35 млрд рублей, причем средства должны возвращаться через включение в систему ОМС тарифа на медицинскую эвакуацию.
В июле 2018 года Дмитрий Медведев, бывший тогда премьер-министром, своим распоряжением наделил АО «НССА» статусом единого поставщика по контрактам на авиауслуги для нужд санитарной авиации. В сентябре 2018 года дочерние компании ГК «Ростех» – АО «Вертолеты России», АО «НССА» и ООО «Авиакапитал-Сервис» – подписали контракт на поставку 104 вертолетов «Ансат» и 46 вертолетов Ми-8АМТ с медицинскими модулями для развития централизации санитарной авиации в России.
Полгода спустя «Ростех» объявил о планах привлечь 30 млрд рублей для нужд АО «НССА» через свою стопроцентную «дочку» АО «РТ-Финанс», выпустив биржевые облигации сроком обращения до 15 лет. Первый выпуск ценных бумаг, предназначенный для продажи на московской бирже, был зарегистрирован регулятором в июле 2019 года.
Первые машины в регионы отгрузили в феврале 2019 года.
По данным СПАРК-Интерфакс, АО «НССА» на 25% принадлежит входящему в ГК «Ростех» АО «Рычаг», на 75% – Фонду развития санитарной авиации, президентом которого является основатель группы компаний «Хели-Драйв» Иван Яценко. Выручка компании в 2020 году составила 1,36 млрд рублей, чистая прибыль – 50,7 млн рублей. За 2019-2020 годы НССА заключила 970 госконтрактов на общую сумму 2,489 млрд рублей, в том числе в Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Свердловской, Новгородской областях и Республике Карелии.
В декабре 2020 года Правительство РФ продлило полномочия НССА в качестве единого поставщика авиауслуг в регионах РФ до конца декабря 2021 года. Как и в предыдущем документе, наделившем компанию госкорпорации монопольным статусом в 2018-2019 годах, компания должна выполнить не менее 30% госзаказа самостоятельно, а для реализации остального – воспользоваться услугами субподрядчиков.