Главный внештатный онколог Минздрава Республики Татарстан Эдуард Нагуманов на IX Съезде онкологов России обратил внимание на то, что за пределами перечня референс-центров остались региональные медучреждения, исторически выполняющие комплекс лабораторных и генетических исследований для соседних субъектов. Новая редакция порядка онкологической помощи усугубляет ситуацию, так как создает одноканальную маршрутизацию в федеральные медцентры, отметил эксперт.
«Сама по себе идеология создания референс-центров была хорошая, но, к сожалению, система принятия решений сложилась таким образом, что реально работающие референс-центры оказались не у дел. Референс-центры де-факто существующие на территории ряда округов, специалисты которых занимаются иммуногистохимией, в список (приказ Минздрава №1372 – Vademecum) не вошли. Оставлены за бортом мощные лаборатории других центров, где есть оборудование, возможности и кадры, в том числе проработаны механизмы регионального софинансирования по этому направлению, и куда исторически были маршрутизированы потоки биоматериала, отстроена логистика всех этих процессов. Сейчас создается абсолютно новая структура, и естественно, это вызывает массу нерабочих моментов. В этом смысле поддержка региональных центров, которые имеют возможность обеспечить межтерриториальное взаимодействие, было бы очень важной», — сказал Эудард Нугманов.
По его словам, обновленный приказа №915 (Порядок онкопомощи взрослому населению) фактически вводит одноканальную маршрутизацию биоматериала и пациентов в НМИЦ и федеральные центры. «Тем самым, есть колоссальная угроза разрушения межтерриториального взаимодействия. Ведь на уровне России многие регионы сопряжены друг с другом, с соедними территориями. Самара и Оренбург, Оренбург и Башкортостан, Башкортостан и Пермь, Татарстан и Кировская область и так далее», — пояснил он.
Другой участник съезда из зала добавил, что новые референс-центры не всегда имеют опыт работы со сложными случаями или вообще не занимались онкологией, поэтому есть вопрос к достоверности «второго мнения», полученного из таких центров. Заместитель главного врача ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер» Елена Гребёнкина подчеркнула, что возникают проблемы и со сроками ответов от референс-центров.
В перечне по приказу Минздрава РФ №1372 от 25 декабря 2020 года «Об организации функционирования референс-центров иммуногистохимических, патоморфологических и лучевых методов исследований» присутствуют 17 медцентров, подведомственных Минздраву РФ. По словам заместителя гендиректора ЦЭККМП Инна Железнякова, скоро этот список пополнится еще одной медорганизаций. «Созданная на федеральном уровне система референсных центров пока, к сожалению, плохо функционирует. Ее цель – второе мнение и экспертная оценка, пересмотр материала. Эти центры созданы, вышел приказ №1372, где прописаны функции и перечень. Пока очень большая проблема с финансированием медпомощи в референсных центрах. По сути, то что они делают это второе мнение, но на это не могут быть выделены отдельные федеральные деньги, потому что это составной элемент медпомощи. То, что происходит сегодня – затруднение межтерриториальных расчетов. Эта проблема связана и с референсными центрами, и с отсутствием доступности молекулярно-генетических исследований в тех регионах, где они не выполняются самостоятельно», — заключила она.
Порядок онкопомощи, вступающий в силу с 1 января 2022 года, вызвал множество нареканий от различных участников системы здравоохранения – от руководителей федеральных центров и пациентских сообществ до вице-спикера Госдумы РФ Ирины Яровой. Несмотря негативные отзывы, Минздрав сохранил в принятом приказе пункты о территориальном «закреплении» онкологических медорганизаций для каждого региона, а также оставило требования к минимальному коечному фонду для ряда отделений онкодиспансеров.
«Существует реальная проблема соответствия подзаконных актов федеральным законам. Не скроем, что подзаконные акты иногда полностью нивелируют логику законодателя. И, конечно, такого противоречия быть не должно. В этой связи нас чрезвычайно беспокоят обращения граждан. И обращения, в том числе активные, начали поступать с Дальнего Востока, с Камчатки, от лиц, которые нуждаются в постоянной онкологической помощи – в связи с принятием нового приказа о порядке оказания медицинской помощи взрослому населению», — говорила Яровая в конце апреля.
Главный внештатный онколог Минздрава Республики Татарстан Эдуард Нагуманов на IX Съезде онкологов России обратил внимание на то, что за пределами перечня референс-центров остались региональные медучреждения, исторически выполняющие комплекс лабораторных и генетических исследований для соседних субъектов. Новая редакция порядка онкологической помощи усугубляет ситуацию, так как создает одноканальную маршрутизацию в федеральные медцентры, отметил эксперт.
«Сама по себе идеология создания референс-центров была хорошая, но, к сожалению, система принятия решений сложилась таким образом, что реально работающие референс-центры оказались не у дел. Референс-центры де-факто существующие на территории ряда округов, специалисты которых занимаются иммуногистохимией, в список (приказ Минздрава №1372 – Vademecum) не вошли. Оставлены за бортом мощные лаборатории других центров, где есть оборудование, возможности и кадры, в том числе проработаны механизмы регионального софинансирования по этому направлению, и куда исторически были маршрутизированы потоки биоматериала, отстроена логистика всех этих процессов. Сейчас создается абсолютно новая структура, и естественно, это вызывает массу нерабочих моментов. В этом смысле поддержка региональных центров, которые имеют возможность обеспечить межтерриториальное взаимодействие, было бы очень важной», — сказал Эудард Нугманов.
По его словам, обновленный приказа №915 (Порядок онкопомощи взрослому населению) фактически вводит одноканальную маршрутизацию биоматериала и пациентов в НМИЦ и федеральные центры. «Тем самым, есть колоссальная угроза разрушения межтерриториального взаимодействия. Ведь на уровне России многие регионы сопряжены друг с другом, с соедними территориями. Самара и Оренбург, Оренбург и Башкортостан, Башкортостан и Пермь, Татарстан и Кировская область и так далее», — пояснил он.
Другой участник съезда из зала добавил, что новые референс-центры не всегда имеют опыт работы со сложными случаями или вообще не занимались онкологией, поэтому есть вопрос к достоверности «второго мнения», полученного из таких центров. Заместитель главного врача ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер» Елена Гребёнкина подчеркнула, что возникают проблемы и со сроками ответов от референс-центров.
В перечне по приказу Минздрава РФ №1372 от 25 декабря 2020 года «Об организации функционирования референс-центров иммуногистохимических, патоморфологических и лучевых методов исследований» присутствуют 17 медцентров, подведомственных Минздраву РФ. По словам заместителя гендиректора ЦЭККМП Инна Железнякова, скоро этот список пополнится еще одной медорганизаций. «Созданная на федеральном уровне система референсных центров пока, к сожалению, плохо функционирует. Ее цель – второе мнение и экспертная оценка, пересмотр материала. Эти центры созданы, вышел приказ №1372, где прописаны функции и перечень. Пока очень большая проблема с финансированием медпомощи в референсных центрах. По сути, то что они делают это второе мнение, но на это не могут быть выделены отдельные федеральные деньги, потому что это составной элемент медпомощи. То, что происходит сегодня – затруднение межтерриториальных расчетов. Эта проблема связана и с референсными центрами, и с отсутствием доступности молекулярно-генетических исследований в тех регионах, где они не выполняются самостоятельно», — заключила она.
Порядок онкопомощи, вступающий в силу с 1 января 2022 года, вызвал множество нареканий от различных участников системы здравоохранения – от руководителей федеральных центров и пациентских сообществ до вице-спикера Госдумы РФ Ирины Яровой. Несмотря негативные отзывы, Минздрав сохранил в принятом приказе пункты о территориальном «закреплении» онкологических медорганизаций для каждого региона, а также оставило требования к минимальному коечному фонду для ряда отделений онкодиспансеров.
«Существует реальная проблема соответствия подзаконных актов федеральным законам. Не скроем, что подзаконные акты иногда полностью нивелируют логику законодателя. И, конечно, такого противоречия быть не должно. В этой связи нас чрезвычайно беспокоят обращения граждан. И обращения, в том числе активные, начали поступать с Дальнего Востока, с Камчатки, от лиц, которые нуждаются в постоянной онкологической помощи – в связи с принятием нового приказа о порядке оказания медицинской помощи взрослому населению», — говорила Яровая в конце апреля.