Это первая научная работа, в которой систематически проанализированы данные о связи между воздействием перфторалкильных и полифторалкильных веществ и повреждениями печени.
Воздействие «вечных» химических загрязнителей окружающей среды — перфторалкильных и полифторалкильных веществ (PFAS) — связывают с повреждением печени. Это подтвердили ученые из Медицинской школы Кека при Университете Южной Калифорнии и Медицинской школы Икана при больнице Mount Sinai в Нью-Йорке (США), обобщившие и проанализировавшие результаты 111 рецензируемых исследований с участием людей и грызунов. Их статья опубликована в журнале Environmental Health Perspectives.
PFAS присутствуют во множестве потребительских и промышленных товаров: от шампуней, чистящих средств и красок, до ковров, посуды с антипригарным покрытием, пены для пожаротушения, электроники, упаковок фастфуда и водонепроницаемой одежды. Их называют «вечными химикатами», поскольку они очень медленно разрушаются и накапливаются в окружающей среде, пищевых продуктах, воздухе и тканях наших органов, включая печень.
Как выяснили авторы предыдущих исследований, пер- и полифторалкильные вещества не только разрушают эндокринную систему, но и способствуют метаболическим изменениям, которые могут привести к стеатозу, или неалкогольной жировой болезни печени — патологическим изменениям ткани этого органа из-за избыточного отложения жировых капель в гепатоцитах.
Параллельно с эпидемией ожирения в последние десятилетия растет распространенность стеатоза: это состояние уже стало одной из наиболее частых причин хронических заболеваний печени в мире. Без лечения болезнь может прогрессировать до более серьезных поражений, таких как неалкогольный стеатогепатит, цирроз и терминальная стадия заболевания печени.
По мнению экспертов, больше всего на здоровье человека влияют четыре соединения из группы PFAS: перфтороктансульфокислота (ПФОСК), перфтороктановая кислота (ПФОК), перфторгексан-сульфоновая кислота (ПФОС) и перфторнонановая кислота (ПФНК). В исследованиях на животных PFAS последовательно индуцировали стеатоз и накопление липидов у мышей, крыс, рыбок данио, кур, лягушек и приматов. Также ученые выявили связь между воздействием PFAS и уровнями холестерина, триглицеридов и мочевой кислоты — дополнительных биомаркеров метаболических нарушений и болезней печени. Однако сложно экстраполировать результаты, полученные на животных, на человека — как из-за различий между видами, так и периода полураспада перечисленных выше химикатов.
Авторы новой работы задались целью оценить связь PFAS с развитием неалкогольной жировой болезни печени и одним из ее признаков — повышенным уровнем фермента аланинаминотрансферазы (АЛТ), — объединив и проанализировав как эпидемиологические (человек), так и экспериментальные (грызуны) данные об этом. Поиск по двум базам — PubMed и Embase — выдал 111 подходящих рецензируемых исследований.
В итоге удалось получить убедительные доказательства того, что воздействие ПФОК, ПФОС и ПФНА связано с более высоким уровнем аланинаминотрансферазы в крови. «Исследования на грызунах последовательно демонстрировали корреляцию между воздействием ПФОК и ПФОС и АЛТ в сыворотке, а также относительной массой печени, что может указывать на накопление избыточного жира в ней. Мы также нашли доказательства связи между ПФНА и АЛТ. Результаты, полученные на грызунах, были в большинстве своем одинаковыми во всех работах. <…> Выводы нашего обзора указывают на согласованность результатов исследований на людях и грызунах, подтверждая гипотезу о том, что ассоциации, выявленные в наблюдательных исследованиях на людях, могут быть причинно-следственными», — пишут ученые.
Как отметила Сара Рок из Медицинской школы Кека, один из ведущих авторов работы, сложность с изучением PFAS заключается в том, что люди подвергаются воздействию смесей из сотен, если не тысяч этих химических веществ. И анализ таких смесей — один из возможных путей для решения проблемы в будущем.