Регулятор предложил для общественного обсуждения проект ведомственного приказа «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов». Их подготовили для специалистов, которые работают со взрослыми и детьми в реабилитационных центрах, оказывают комплексные услуги по социальной реабилитации и занимаются организацией системы таких мероприятий.
Согласно пояснительной записке, типовые программы направлены на обеспечение организационно-педагогических, кадровых, информационно-методических и материально-технических требований к обучению специалистов для формирования, закрепления и развития соответствующих умений, навыков и компетенций.
Во время разработки типовых программ регулятор учитывал нормы Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 266 от 24 марта 2025 года.
В типовых программах указаны регламенты по содержанию и организации образовательного процесса, который будет длиться 72 часа. Например, там расписан примерный учебный план, календарный учебный график, содержание рабочих программ учебных модулей, описаны организационно-педагогические условия реализации программы повышения квалификации.
Типовая программа для специалистов, занимающихся организацией системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предусмотрена для должностных лиц исполнительных органов субъектов РФ в сфере социальной защиты населения. Минтруд допускает возможность применения дистанционных образовательных технологий в сочетании с электронным обучением. Планируется, что слушателями могут стать специалисты с высшим образованием.
Минимально допустимый срок освоения программы повышения квалификации должен быть не менее 16 часов, причем рекомендуемая общая трудоемкость освоения программы составляет от 72 до 144 часов (или от 2 до 4 зачетных единиц) за весь период обучения.
После освоения программы повышения квалификации слушатель должен знать научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, подходы к организации такой системы, а также иметь навыки анализа нормативных правовых актов РФ для развития системы и уметь разрабатывать структурные элементы госпрограммы субъекта по формированию системы комплексной реабилитации.
В примерный учебный план входит пять модулей – «Научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации» (14 часов), «Взаимодействие исполнительных органов субъектов Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида или индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (10 часов), «Социальная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов: правовые основы, содержание услуг и подходы к их нормированию» (16 часов), «Формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации: правовые и организационные аспекты» (30 часов) и «Итоговая аттестация» (2 часа).
Необходимо предусмотреть промежуточную и итоговую аттестацию, к которой слушателя могут допустить только после успешного освоения программ модулей. По итогам аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.
Для работающих в реабилитационных организациях специалистов рекомендуемые сроки освоения программы повышения квалификации и правила аттестации идентичны. Программа предназначена для руководителей и заместителей таких организаций. Для таких слушателей разработано шесть модулей, среди них два модуля – «Организация работы реабилитационных организаций в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов субъекта Российской Федерации» – по 8 и 20 часов.
После освоения программы специалисту необходимо применять знания научно-методических основ современной системы комплексной реабилитации и абилитации, концептуальных и правовых основ такой системы, соблюдать требования к организации деятельности реабилитационных организаций, вести унифицированные формы документации, применять стандарты при оказании услуг по отдельным основным направлениям с учетом особенностей целевых реабилитационных групп, а также осуществлять расчет нормативов финансовых затрат.
Минтруд разработал также типовую дополнительную программу повышения квалификации специалистов по оказанию услуг по комплексной социальной реабилитации и абилитации инвалидов. К освоению программы могут быть допущены сотрудники с высшим или средним профессиональным образованием по направлению деятельности.
В результате обучения по программе повышения квалификации качественному изменению подлежит способность осуществлять реабилитацию и абилитацию, а также оценивать эффективность оказания услуг по отдельным основным направлениям. Общая трудоемкость освоения программы – от 72 до 144 часов и должна состоять из шести модулей. Самыми объемными (каждый по 20 часов) предложено сделать «Организационно-методические подходы к стандартизации услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (социальная реабилитация)» и «Практико-ориентированные подходы к оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)».
В июне 2025 года Минтруд принял еще несколько приказов, посвященных реабилитации инвалидов. Они касаются социально-бытовой, социально-средовой и социально-педагогической реабилитации и абилитации. Также утвержден стандарт оказания услуги по профессиональной ориентации инвалидов.
Регулятор в июле утвердил и два стандарта – по протезированию инвалидов, получивших травму, ранение, контузию или увечье в связи с боевыми действиями, и ортезированию.
Регулятор предложил для общественного обсуждения проект ведомственного приказа «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов». Их подготовили для специалистов, которые работают со взрослыми и детьми в реабилитационных центрах, оказывают комплексные услуги по социальной реабилитации и занимаются организацией системы таких мероприятий.
Согласно пояснительной записке, типовые программы направлены на обеспечение организационно-педагогических, кадровых, информационно-методических и материально-технических требований к обучению специалистов для формирования, закрепления и развития соответствующих умений, навыков и компетенций.
Во время разработки типовых программ регулятор учитывал нормы Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 266 от 24 марта 2025 года.
В типовых программах указаны регламенты по содержанию и организации образовательного процесса, который будет длиться 72 часа. Например, там расписан примерный учебный план, календарный учебный график, содержание рабочих программ учебных модулей, описаны организационно-педагогические условия реализации программы повышения квалификации.
Типовая программа для специалистов, занимающихся организацией системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предусмотрена для должностных лиц исполнительных органов субъектов РФ в сфере социальной защиты населения. Минтруд допускает возможность применения дистанционных образовательных технологий в сочетании с электронным обучением. Планируется, что слушателями могут стать специалисты с высшим образованием.
Минимально допустимый срок освоения программы повышения квалификации должен быть не менее 16 часов, причем рекомендуемая общая трудоемкость освоения программы составляет от 72 до 144 часов (или от 2 до 4 зачетных единиц) за весь период обучения.
После освоения программы повышения квалификации слушатель должен знать научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, подходы к организации такой системы, а также иметь навыки анализа нормативных правовых актов РФ для развития системы и уметь разрабатывать структурные элементы госпрограммы субъекта по формированию системы комплексной реабилитации.
В примерный учебный план входит пять модулей – «Научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации» (14 часов), «Взаимодействие исполнительных органов субъектов Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида или индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (10 часов), «Социальная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов: правовые основы, содержание услуг и подходы к их нормированию» (16 часов), «Формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации: правовые и организационные аспекты» (30 часов) и «Итоговая аттестация» (2 часа).
Необходимо предусмотреть промежуточную и итоговую аттестацию, к которой слушателя могут допустить только после успешного освоения программ модулей. По итогам аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.
Для работающих в реабилитационных организациях специалистов рекомендуемые сроки освоения программы повышения квалификации и правила аттестации идентичны. Программа предназначена для руководителей и заместителей таких организаций. Для таких слушателей разработано шесть модулей, среди них два модуля – «Организация работы реабилитационных организаций в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов субъекта Российской Федерации» – по 8 и 20 часов.
После освоения программы специалисту необходимо применять знания научно-методических основ современной системы комплексной реабилитации и абилитации, концептуальных и правовых основ такой системы, соблюдать требования к организации деятельности реабилитационных организаций, вести унифицированные формы документации, применять стандарты при оказании услуг по отдельным основным направлениям с учетом особенностей целевых реабилитационных групп, а также осуществлять расчет нормативов финансовых затрат.
Минтруд разработал также типовую дополнительную программу повышения квалификации специалистов по оказанию услуг по комплексной социальной реабилитации и абилитации инвалидов. К освоению программы могут быть допущены сотрудники с высшим или средним профессиональным образованием по направлению деятельности.
В результате обучения по программе повышения квалификации качественному изменению подлежит способность осуществлять реабилитацию и абилитацию, а также оценивать эффективность оказания услуг по отдельным основным направлениям. Общая трудоемкость освоения программы – от 72 до 144 часов и должна состоять из шести модулей. Самыми объемными (каждый по 20 часов) предложено сделать «Организационно-методические подходы к стандартизации услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (социальная реабилитация)» и «Практико-ориентированные подходы к оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)».
В июне 2025 года Минтруд принял еще несколько приказов, посвященных реабилитации инвалидов. Они касаются социально-бытовой, социально-средовой и социально-педагогической реабилитации и абилитации. Также утвержден стандарт оказания услуги по профессиональной ориентации инвалидов.
Регулятор в июле утвердил и два стандарта – по протезированию инвалидов, получивших травму, ранение, контузию или увечье в связи с боевыми действиями, и ортезированию.