Recipe.Ru

Подготовлены типовые программы повышения квалификации специалистов по реабилитации инвалидов

Подготовлены типовые программы повышения квалификации специалистов по реабилитации инвалидов


Регулятор предложил для общественного обсуждения проект ведомственного приказа «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов». Их подготовили для специалистов, которые работают со взрослыми и детьми в реабилитационных центрах, оказывают комплексные услуги по социальной реабилитации и занимаются организацией системы таких мероприятий.


Согласно пояснительной записке, типовые программы направлены на обеспечение организационно-педагогических, кадровых, информационно-методических и материально-технических требований к обучению специалистов для формирования, закрепления и развития соответствующих умений, навыков и компетенций.


Во время разработки типовых программ регулятор учитывал нормы Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 266 от 24 марта 2025 года.


В типовых программах указаны регламенты по содержанию и организации образовательного процесса, который будет длиться 72 часа. Например, там расписан примерный учебный план, календарный учебный график, содержание рабочих программ учебных модулей, описаны организационно-педагогические условия реализации программы повышения квалификации.


Типовая программа для специалистов, занимающихся организацией системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предусмотрена для должностных лиц исполнительных органов субъектов РФ в сфере социальной защиты населения. Минтруд допускает возможность применения дистанционных образовательных технологий в сочетании с электронным обучением. Планируется, что слушателями могут стать специалисты с высшим образованием. 


Минимально допустимый срок освоения программы повышения квалификации должен быть не менее 16 часов, причем рекомендуемая общая трудоемкость освоения программы составляет от 72 до 144 часов (или от 2 до 4 зачетных единиц) за весь период обучения.


После освоения программы повышения квалификации слушатель должен знать научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, подходы к организации такой системы, а также иметь навыки анализа нормативных правовых актов РФ для развития системы и уметь разрабатывать структурные элементы госпрограммы субъекта по формированию системы комплексной реабилитации.


В примерный учебный план входит пять модулей – «Научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации» (14 часов), «Взаимодействие исполнительных органов субъектов Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида или индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (10 часов), «Социальная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов: правовые основы, содержание услуг и подходы к их нормированию» (16 часов), «Формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации: правовые и организационные аспекты» (30 часов) и «Итоговая аттестация» (2 часа).


Необходимо предусмотреть промежуточную и итоговую аттестацию, к которой слушателя могут допустить только после успешного освоения программ модулей. По итогам аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.


Для работающих в реабилитационных организациях специалистов рекомендуемые сроки освоения программы повышения квалификации и правила аттестации идентичны. Программа предназначена для руководителей и заместителей таких организаций. Для таких слушателей разработано шесть модулей, среди них два модуля – «Организация работы реабилитационных организаций в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов субъекта Российской Федерации» – по 8 и 20 часов.


После освоения программы специалисту необходимо применять знания научно-методических основ современной системы комплексной реабилитации и абилитации, концептуальных и правовых основ такой системы, соблюдать требования к организации деятельности реабилитационных организаций, вести унифицированные формы документации, применять стандарты при оказании услуг по отдельным основным направлениям с учетом особенностей целевых реабилитационных групп, а также осуществлять расчет нормативов финансовых затрат.


‎Минтруд разработал также типовую дополнительную программу повышения квалификации специалистов по оказанию услуг по комплексной социальной реабилитации и абилитации инвалидов. К освоению программы могут быть допущены сотрудники с высшим или средним профессиональным образованием по направлению деятельности.


В результате обучения по программе повышения квалификации качественному изменению подлежит способность осуществлять реабилитацию и абилитацию, а также оценивать эффективность оказания услуг по отдельным основным направлениям. Общая трудоемкость освоения программы – от 72 до 144 часов и должна состоять из шести модулей. Самыми объемными (каждый по 20 часов) предложено сделать «Организационно-методические подходы к стандартизации услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (социальная реабилитация)» и «Практико-ориентированные подходы к оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)».


В июне 2025 года Минтруд принял еще несколько приказов, посвященных реабилитации инвалидов. Они касаются социально-бытовойсоциально-средовой и социально-педагогической реабилитации и абилитации. Также утвержден стандарт оказания услуги по профессиональной ориентации инвалидов.


Регулятор в июле утвердил и два стандарта – по протезированию инвалидов, получивших травму, ранение, контузию или увечье в связи с боевыми действиями, и ортезированию.


Регулятор предложил для общественного обсуждения проект ведомственного приказа «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов». Их подготовили для специалистов, которые работают со взрослыми и детьми в реабилитационных центрах, оказывают комплексные услуги по социальной реабилитации и занимаются организацией системы таких мероприятий.


Согласно пояснительной записке, типовые программы направлены на обеспечение организационно-педагогических, кадровых, информационно-методических и материально-технических требований к обучению специалистов для формирования, закрепления и развития соответствующих умений, навыков и компетенций.


Во время разработки типовых программ регулятор учитывал нормы Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 266 от 24 марта 2025 года.


В типовых программах указаны регламенты по содержанию и организации образовательного процесса, который будет длиться 72 часа. Например, там расписан примерный учебный план, календарный учебный график, содержание рабочих программ учебных модулей, описаны организационно-педагогические условия реализации программы повышения квалификации.


Типовая программа для специалистов, занимающихся организацией системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предусмотрена для должностных лиц исполнительных органов субъектов РФ в сфере социальной защиты населения. Минтруд допускает возможность применения дистанционных образовательных технологий в сочетании с электронным обучением. Планируется, что слушателями могут стать специалисты с высшим образованием. 


Минимально допустимый срок освоения программы повышения квалификации должен быть не менее 16 часов, причем рекомендуемая общая трудоемкость освоения программы составляет от 72 до 144 часов (или от 2 до 4 зачетных единиц) за весь период обучения.


После освоения программы повышения квалификации слушатель должен знать научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, подходы к организации такой системы, а также иметь навыки анализа нормативных правовых актов РФ для развития системы и уметь разрабатывать структурные элементы госпрограммы субъекта по формированию системы комплексной реабилитации.


В примерный учебный план входит пять модулей – «Научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации» (14 часов), «Взаимодействие исполнительных органов субъектов Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида или индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (10 часов), «Социальная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов: правовые основы, содержание услуг и подходы к их нормированию» (16 часов), «Формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации: правовые и организационные аспекты» (30 часов) и «Итоговая аттестация» (2 часа).


Необходимо предусмотреть промежуточную и итоговую аттестацию, к которой слушателя могут допустить только после успешного освоения программ модулей. По итогам аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.


Для работающих в реабилитационных организациях специалистов рекомендуемые сроки освоения программы повышения квалификации и правила аттестации идентичны. Программа предназначена для руководителей и заместителей таких организаций. Для таких слушателей разработано шесть модулей, среди них два модуля – «Организация работы реабилитационных организаций в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов субъекта Российской Федерации» – по 8 и 20 часов.


После освоения программы специалисту необходимо применять знания научно-методических основ современной системы комплексной реабилитации и абилитации, концептуальных и правовых основ такой системы, соблюдать требования к организации деятельности реабилитационных организаций, вести унифицированные формы документации, применять стандарты при оказании услуг по отдельным основным направлениям с учетом особенностей целевых реабилитационных групп, а также осуществлять расчет нормативов финансовых затрат.


‎Минтруд разработал также типовую дополнительную программу повышения квалификации специалистов по оказанию услуг по комплексной социальной реабилитации и абилитации инвалидов. К освоению программы могут быть допущены сотрудники с высшим или средним профессиональным образованием по направлению деятельности.


В результате обучения по программе повышения квалификации качественному изменению подлежит способность осуществлять реабилитацию и абилитацию, а также оценивать эффективность оказания услуг по отдельным основным направлениям. Общая трудоемкость освоения программы – от 72 до 144 часов и должна состоять из шести модулей. Самыми объемными (каждый по 20 часов) предложено сделать «Организационно-методические подходы к стандартизации услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (социальная реабилитация)» и «Практико-ориентированные подходы к оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)».


В июне 2025 года Минтруд принял еще несколько приказов, посвященных реабилитации инвалидов. Они касаются социально-бытовойсоциально-средовой и социально-педагогической реабилитации и абилитации. Также утвержден стандарт оказания услуги по профессиональной ориентации инвалидов.


Регулятор в июле утвердил и два стандарта – по протезированию инвалидов, получивших травму, ранение, контузию или увечье в связи с боевыми действиями, и ортезированию.

Exit mobile version