Согласно новелле, будущий фармаколог должен уметь консультировать врачей-специалистов и (или) пациентов по вопросам выбора и применения препаратов, в том числе на основании результатов фармакогенетического тестирования и (или) терапевтического лекарственного мониторинга. Помимо этого, специалист должен уметь осуществлять мониторинг эффективности и безопасности лекарств, противомикробной резистентности. Кроме того, после прохождения программы обучающийся будет способен проводить фармакоэпидемиологический и фармакоэкономический анализы, проводить работу по лекобеспечению медорганизации, анализировать медико-статистическую информацию и организовывать деятельность медперсонала.
В учебном плане предусмотрено четыре модуля: общие вопросы клинической фармакологии, частная клиническая фармакология, практика и оказание медпомощи в экстренной форме. В конце каждого модуля предусмотрена промежуточная аттестация.
Модуль 1 «Общие вопросы клинической фармакологии» рассчитан на 108 часов: лекции – 40 часов, семинары – 66 часов, практическая подготовка – 62 часа, дистанционные занятия – 4 часа, аттестация – 2 часа. Второй модуль «Частная клиническая фармакология» предусматривает 216 часов: лекции – 90 часов, семинары – 124 часа, практическая подготовка – 124 часа, аттестация – 2 часа. Третий практический модуль включает 288 часов, из них 286 часов предусматриваются для практики и 2 часа для аттестации. Модуль 4 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» рассчитан на 30 часов, из них лекций – 2 часа, а семинаров – 26 часов, аттестация – 2 часа. Календарный учебный график, говорится в проекте, учреждения должны разрабатывать самостоятельно.
Форму промежуточной аттестации каждая организация, осуществляющая образовательную деятельность, также будет обязана определять самостоятельно. По первым двум модулям она должна включать в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. В третьем модуле в аттестацию входит оценка отчета о прохождении практики, в котором будут указаны умения студента и количество случаев применения каждого умения, выполнение манипуляций. В модуле 4 промежуточная аттестация включает решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных условиях. Критерии оценивания успешного прохождения промежуточной аттестации будут устанавливаться учреждением.
В конце программы состоится итоговая аттестация, которая рассчитана на 6 часов. К ней будут допущены обучающиеся, успешно прошедшие промежуточные этапы аттестации. Итоговая аттестация будет проводиться в форме экзамена с решением тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацией умений в симулированных и клинических условиях. В результате успешного прохождения итоговой аттестации студенту будет выдан диплом о профессиональной переподготовке.
В проекте предлагаются также оценочные материалы и примеры тестового задания, ситуационной задачи и организационно-педагогические условия реализации образовательной программы. Так, программу реализуют работники учреждения и (или) привлекаемые специалисты на иных условиях. Квалификация работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном в 2011 году.
Лекции должны проводиться преподавателями со степенью кандидата или доктора медицинских наук и с ежегодными публикациями в рецензируемых научных журналах за последние пять лет. При этом лекции первых двух модулей будут проводить те преподаватели, у кого есть аккредитация по специальности «клиническая фармакология». Они также должны иметь стаж не менее пяти лет. В третьем модуле лекций не предусмотрено. В модуле 4 их будут проводить преподаватели, у которых есть аккредитация и стаж не менее трех лет по одной из специальностей: «анестезиология-реаниматология», «скорая медицинская помощь».
Не менее 70% всех семинаров, как сказано в документе, должны проводиться преподавателями с ученой степенью кандидата или доктора медицинских наук. В четвертом модуле они проводятся в группе не более десяти человек преподавателями с аккредитацией по «анестезиологии-реаниматологии» или «скорой медицинской помощи» со стажем не менее трех лет. Семинары первых двух модулей проводятся в группе не более десяти человек преподавателями с аккредитацией по специальности «клиническая фармакология» и со стажем не менее пяти лет. Третий модуль проводится в группе не более пяти человек преподавателями с аккредитацией по «клинической фармакологии» со стажем не менее пяти лет.
Проектом установлены требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы. Так, в учебной аудитории должно быть предусмотрено не менее 2,5 кв. м на одного студента, в помещении необходимо установить видеопроекционную аппаратуру с доступом в интернет. Необходимо наличие тренажеров (симуляторов, манекенов, моделей), комплекта лицензионного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства. Помимо прочего, прописаны и требования к базам практической подготовки.
Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующие право Минздрава утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций (в том числе медфакультетов в непрофильных вузах и частных учебных заведений), были утверждены в конце февраля 2025 года. Тогда же президент Владимир Путин установил запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Ранее образовательные программы для ДПО основывались лишь на примерных программах, которые не имели четких требований.
Первую типовую программу ДПО – по специальности «акушерство и гинекология» – Минздрав представил в виде проекта приказа в сентябре 2025 года. В октябре 2025 года был опубликован проект типовой программы ДПО по специальности «сестринское дело».
Согласно новелле, будущий фармаколог должен уметь консультировать врачей-специалистов и (или) пациентов по вопросам выбора и применения препаратов, в том числе на основании результатов фармакогенетического тестирования и (или) терапевтического лекарственного мониторинга. Помимо этого, специалист должен уметь осуществлять мониторинг эффективности и безопасности лекарств, противомикробной резистентности. Кроме того, после прохождения программы обучающийся будет способен проводить фармакоэпидемиологический и фармакоэкономический анализы, проводить работу по лекобеспечению медорганизации, анализировать медико-статистическую информацию и организовывать деятельность медперсонала.
В учебном плане предусмотрено четыре модуля: общие вопросы клинической фармакологии, частная клиническая фармакология, практика и оказание медпомощи в экстренной форме. В конце каждого модуля предусмотрена промежуточная аттестация.
Модуль 1 «Общие вопросы клинической фармакологии» рассчитан на 108 часов: лекции – 40 часов, семинары – 66 часов, практическая подготовка – 62 часа, дистанционные занятия – 4 часа, аттестация – 2 часа. Второй модуль «Частная клиническая фармакология» предусматривает 216 часов: лекции – 90 часов, семинары – 124 часа, практическая подготовка – 124 часа, аттестация – 2 часа. Третий практический модуль включает 288 часов, из них 286 часов предусматриваются для практики и 2 часа для аттестации. Модуль 4 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» рассчитан на 30 часов, из них лекций – 2 часа, а семинаров – 26 часов, аттестация – 2 часа. Календарный учебный график, говорится в проекте, учреждения должны разрабатывать самостоятельно.
Форму промежуточной аттестации каждая организация, осуществляющая образовательную деятельность, также будет обязана определять самостоятельно. По первым двум модулям она должна включать в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. В третьем модуле в аттестацию входит оценка отчета о прохождении практики, в котором будут указаны умения студента и количество случаев применения каждого умения, выполнение манипуляций. В модуле 4 промежуточная аттестация включает решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных условиях. Критерии оценивания успешного прохождения промежуточной аттестации будут устанавливаться учреждением.
В конце программы состоится итоговая аттестация, которая рассчитана на 6 часов. К ней будут допущены обучающиеся, успешно прошедшие промежуточные этапы аттестации. Итоговая аттестация будет проводиться в форме экзамена с решением тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацией умений в симулированных и клинических условиях. В результате успешного прохождения итоговой аттестации студенту будет выдан диплом о профессиональной переподготовке.
В проекте предлагаются также оценочные материалы и примеры тестового задания, ситуационной задачи и организационно-педагогические условия реализации образовательной программы. Так, программу реализуют работники учреждения и (или) привлекаемые специалисты на иных условиях. Квалификация работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном в 2011 году.
Лекции должны проводиться преподавателями со степенью кандидата или доктора медицинских наук и с ежегодными публикациями в рецензируемых научных журналах за последние пять лет. При этом лекции первых двух модулей будут проводить те преподаватели, у кого есть аккредитация по специальности «клиническая фармакология». Они также должны иметь стаж не менее пяти лет. В третьем модуле лекций не предусмотрено. В модуле 4 их будут проводить преподаватели, у которых есть аккредитация и стаж не менее трех лет по одной из специальностей: «анестезиология-реаниматология», «скорая медицинская помощь».
Не менее 70% всех семинаров, как сказано в документе, должны проводиться преподавателями с ученой степенью кандидата или доктора медицинских наук. В четвертом модуле они проводятся в группе не более десяти человек преподавателями с аккредитацией по «анестезиологии-реаниматологии» или «скорой медицинской помощи» со стажем не менее трех лет. Семинары первых двух модулей проводятся в группе не более десяти человек преподавателями с аккредитацией по специальности «клиническая фармакология» и со стажем не менее пяти лет. Третий модуль проводится в группе не более пяти человек преподавателями с аккредитацией по «клинической фармакологии» со стажем не менее пяти лет.
Проектом установлены требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы. Так, в учебной аудитории должно быть предусмотрено не менее 2,5 кв. м на одного студента, в помещении необходимо установить видеопроекционную аппаратуру с доступом в интернет. Необходимо наличие тренажеров (симуляторов, манекенов, моделей), комплекта лицензионного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства. Помимо прочего, прописаны и требования к базам практической подготовки.
Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующие право Минздрава утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций (в том числе медфакультетов в непрофильных вузах и частных учебных заведений), были утверждены в конце февраля 2025 года. Тогда же президент Владимир Путин установил запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Ранее образовательные программы для ДПО основывались лишь на примерных программах, которые не имели четких требований.
Первую типовую программу ДПО – по специальности «акушерство и гинекология» – Минздрав представил в виде проекта приказа в сентябре 2025 года. В октябре 2025 года был опубликован проект типовой программы ДПО по специальности «сестринское дело».