Требования, предъявляемые законодательством к аптекам, отпускающим наркотические и психотропные препараты, достаточно жесткие. Общие положения и принципы оборота НС и ПВ в РФ определяет Федеральный закон РФ от 08.01.98 №3 «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Наряду с указанным законом эта деятельность регулируется значительным числом подзаконных актов — постановлениями Правительства РФ, приказами Минздравсоцразвития РФ. Соблюдение установленных государством норм и правил, связанных с оборотом НС и ПВ, требует от сотрудников аптек глубоких знаний и высокого профессионализма.
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 330 от 12.11.97 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических ЛС» устанавливает целый ряд требований к технической оснащенности помещений, где должны храниться наркотические средства и психотропные вещества (НС и ПВ):
1. Объекты и помещения для хранения в обязательном порядке должны быть оборудованы охранно-пожарной и тревожной сигнализацией. Система охранно-пожарной сигнализации должна работать круглосуточно.
2. Техническое состояние помещения для хранения должно соответствовать следующим требованиям:
- стены по прочности должны быть эквивалентны кирпичным толщиной не менее 500 мм, полы и перекрытия — железобетонной плите толщиной не менее 100 мм;
- стены, потолочные перекрытия, полы, не отвечающие указанным требованиям, с внутренней стороны по всей площади должны быть укреплены стальными решетками с диаметром прутьев не менее 10 мм и размером ячеек не более 150х150 мм.
- оконные проемы помещений для хранения наркотических средств и психотропных веществ с внутренней стороны или между рамами оборудуются металлическими решетками.
3. Перевозка таких средств должна сопровождаться военизированной охраной.
Подобные требования вынуждают аптечные предприятия нести постоянные расходы на обеспечение соответствующего уровня безопасности. И это, пожалуй, основная проблема. Но кроме экономических есть проблемы организационного плана. Например, отсутствие в некоторых населенных пунктах отделов вневедомственной охраны. Согласно законодательству, только они могут осуществлять охрану данного вида деятельности. Это приводит к тому, что обеспечивать больных, нуждающихся в НС или ПВ, в таких населенных пунктах просто невозможно.
В целом деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, для любого аптечного предприятия — серьезная нагрузка. Она подразумевает серьезные мероприятия по обеспечению сохранности, организации учета и отпуска таких препаратов, а также предполагает значительные экономические затраты.
Конкуренции в этой сфере просто нет, хотя законодательство разрешает заниматься деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, аптекам любых форм собственности. Однако в связи с большими затратами и практически нулевой рентабельностью «частник» не спешит взвалить на себя эту ношу. Например, средний оборот наркотических ЛС в сельской аптеке в месяц – 3000 руб., а обслуживание этого процесса обходится как минимум в 18 000 руб. В итоге – убытки только одной аптеки предприятия составляют 15 000 руб. ежемесячно. Еще накладнее выходит обслуживание северных территорий края. Доставка наркотических ЛС туда осуществляется не реже 1 раза в месяц самолетом и тоже в сопровождении военизированной охраны. При ежемесячном доходе аптечной точки в 1500 руб. обслуживание процесса обходится в 40 000 руб.
Персональная ответственность
Поскольку НС и ПВ подлежат предметно-количественному учету, то пропажа даже одной ампулы препарата недопустима. Именно поэтому сотрудники аптеки, ответственные за работу с НС и ПВ, должны быть особенно внимательны, аккуратны и точны.
Кроме того, аптечные работники подчас выступают экспертами, внимательно анализируя представленный покупателем рецепт на НС. Это необходимая мера, поскольку бывают случаи подделки рецептов, и лишь профессиональный взгляд фармацевта сможет вовремя выявить это.
За нарушение установленных законодательством норм должностные лица несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
Работник аптечного предприятия несет также материальную ответственность за ненадлежащее исполнение им трудовых обязанностей, повлекшее хищение либо недостачу наркотических средств или психотропных веществ. В этом случае он возмещает причиненный юридическому лицу ущерб в размере 100-кратного прямого действительного ущерба.
Руководитель аптечного предприятия несет персональную ответственность за осуществление контроля над исполнением положений, предусмотренных законодательством в сфере обращения наркотических средств и психотропных веществ.
Правовые пробелы
Требования к аптекам, отпускающим наркотические, психотропные и прочие сильнодействующие препараты, обуславливают постоянные расходы на обеспечение соответствующего уровня безопасности. В результате те немногие аптечные предприятия, которые несут дополнительные затраты и продолжают заниматься отпуском этих ЛС, оказываются в заведомо неравных конкурентных условиях на розничном фармрынке. Поэтому они остро нуждаются в адресной государственной поддержке, которая может выражаться в льготном режиме налогообложения и аренды.
Следует заметить, что ценообразование в аптеке, в т.ч. на НС и ПВ, регулируется государством. Полномочиями устанавливать предельные розничные торговые надбавки к ценам на ЛС обладают органы государственной власти субъектов РФ. Например, на территории Красноярского края на НС и ПВ установлена предельная торговая надбавка в размере 23%, которая не позволяет покрыть затраты аптеки, связанные с данной деятельностью.
Кроме того, мы полагаем, что необходимо разрешить частным агентствам заниматься охраной данного вида деятельности. В настоящее время это разрешено только государственным отделам вневедомственной охраны, что позволяет им диктовать цены на услуги.
Несмотря на наличие обширной правовой базы, регулирующей вопросы оборота НС и ПВ, в ней имеются недочеты, которые законодатель должен устранить. В частности, некоторые положения нормативных актов, с точки зрения практиков, только усложняют положение аптек. Чего только стоит обязанность вести предметно-количественный учет прекурсоров НС и ПВ, например, всем известного препарата, называемого «марганцовка».
Еще одна сложность – обеспечить, согласно закону, участие в комиссии по уничтожению НС и ПВ сотрудника государственного органа по охране окружающей среды. Дело в том, что в большинстве муниципальных образований такого органа нет, а заменить его представителя другим законодательство не разрешает.
Все эти вопросы, на наш взгляд, должны стать предметом обсуждения в органах власти, принимающих соответствующие решения.
Источник: журнал "Ремедиум" №11 2007.
Требования, предъявляемые законодательством к аптекам, отпускающим наркотические и психотропные препараты, достаточно жесткие. Общие положения и принципы оборота НС и ПВ в РФ определяет Федеральный закон РФ от 08.01.98 №3 «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Наряду с указанным законом эта деятельность регулируется значительным числом подзаконных актов — постановлениями Правительства РФ, приказами Минздравсоцразвития РФ. Соблюдение установленных государством норм и правил, связанных с оборотом НС и ПВ, требует от сотрудников аптек глубоких знаний и высокого профессионализма.
Приказ Министерства здравоохранения РФ № 330 от 12.11.97 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических ЛС» устанавливает целый ряд требований к технической оснащенности помещений, где должны храниться наркотические средства и психотропные вещества (НС и ПВ):
1. Объекты и помещения для хранения в обязательном порядке должны быть оборудованы охранно-пожарной и тревожной сигнализацией. Система охранно-пожарной сигнализации должна работать круглосуточно.
2. Техническое состояние помещения для хранения должно соответствовать следующим требованиям:
- стены по прочности должны быть эквивалентны кирпичным толщиной не менее 500 мм, полы и перекрытия — железобетонной плите толщиной не менее 100 мм;
- стены, потолочные перекрытия, полы, не отвечающие указанным требованиям, с внутренней стороны по всей площади должны быть укреплены стальными решетками с диаметром прутьев не менее 10 мм и размером ячеек не более 150х150 мм.
- оконные проемы помещений для хранения наркотических средств и психотропных веществ с внутренней стороны или между рамами оборудуются металлическими решетками.
3. Перевозка таких средств должна сопровождаться военизированной охраной.
Подобные требования вынуждают аптечные предприятия нести постоянные расходы на обеспечение соответствующего уровня безопасности. И это, пожалуй, основная проблема. Но кроме экономических есть проблемы организационного плана. Например, отсутствие в некоторых населенных пунктах отделов вневедомственной охраны. Согласно законодательству, только они могут осуществлять охрану данного вида деятельности. Это приводит к тому, что обеспечивать больных, нуждающихся в НС или ПВ, в таких населенных пунктах просто невозможно.
В целом деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, для любого аптечного предприятия — серьезная нагрузка. Она подразумевает серьезные мероприятия по обеспечению сохранности, организации учета и отпуска таких препаратов, а также предполагает значительные экономические затраты.
Конкуренции в этой сфере просто нет, хотя законодательство разрешает заниматься деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, аптекам любых форм собственности. Однако в связи с большими затратами и практически нулевой рентабельностью «частник» не спешит взвалить на себя эту ношу. Например, средний оборот наркотических ЛС в сельской аптеке в месяц – 3000 руб., а обслуживание этого процесса обходится как минимум в 18 000 руб. В итоге – убытки только одной аптеки предприятия составляют 15 000 руб. ежемесячно. Еще накладнее выходит обслуживание северных территорий края. Доставка наркотических ЛС туда осуществляется не реже 1 раза в месяц самолетом и тоже в сопровождении военизированной охраны. При ежемесячном доходе аптечной точки в 1500 руб. обслуживание процесса обходится в 40 000 руб.
Персональная ответственность
Поскольку НС и ПВ подлежат предметно-количественному учету, то пропажа даже одной ампулы препарата недопустима. Именно поэтому сотрудники аптеки, ответственные за работу с НС и ПВ, должны быть особенно внимательны, аккуратны и точны.
Кроме того, аптечные работники подчас выступают экспертами, внимательно анализируя представленный покупателем рецепт на НС. Это необходимая мера, поскольку бывают случаи подделки рецептов, и лишь профессиональный взгляд фармацевта сможет вовремя выявить это.
За нарушение установленных законодательством норм должностные лица несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
Работник аптечного предприятия несет также материальную ответственность за ненадлежащее исполнение им трудовых обязанностей, повлекшее хищение либо недостачу наркотических средств или психотропных веществ. В этом случае он возмещает причиненный юридическому лицу ущерб в размере 100-кратного прямого действительного ущерба.
Руководитель аптечного предприятия несет персональную ответственность за осуществление контроля над исполнением положений, предусмотренных законодательством в сфере обращения наркотических средств и психотропных веществ.
Правовые пробелы
Требования к аптекам, отпускающим наркотические, психотропные и прочие сильнодействующие препараты, обуславливают постоянные расходы на обеспечение соответствующего уровня безопасности. В результате те немногие аптечные предприятия, которые несут дополнительные затраты и продолжают заниматься отпуском этих ЛС, оказываются в заведомо неравных конкурентных условиях на розничном фармрынке. Поэтому они остро нуждаются в адресной государственной поддержке, которая может выражаться в льготном режиме налогообложения и аренды.
Следует заметить, что ценообразование в аптеке, в т.ч. на НС и ПВ, регулируется государством. Полномочиями устанавливать предельные розничные торговые надбавки к ценам на ЛС обладают органы государственной власти субъектов РФ. Например, на территории Красноярского края на НС и ПВ установлена предельная торговая надбавка в размере 23%, которая не позволяет покрыть затраты аптеки, связанные с данной деятельностью.
Кроме того, мы полагаем, что необходимо разрешить частным агентствам заниматься охраной данного вида деятельности. В настоящее время это разрешено только государственным отделам вневедомственной охраны, что позволяет им диктовать цены на услуги.
Несмотря на наличие обширной правовой базы, регулирующей вопросы оборота НС и ПВ, в ней имеются недочеты, которые законодатель должен устранить. В частности, некоторые положения нормативных актов, с точки зрения практиков, только усложняют положение аптек. Чего только стоит обязанность вести предметно-количественный учет прекурсоров НС и ПВ, например, всем известного препарата, называемого «марганцовка».
Еще одна сложность – обеспечить, согласно закону, участие в комиссии по уничтожению НС и ПВ сотрудника государственного органа по охране окружающей среды. Дело в том, что в большинстве муниципальных образований такого органа нет, а заменить его представителя другим законодательство не разрешает.
Все эти вопросы, на наш взгляд, должны стать предметом обсуждения в органах власти, принимающих соответствующие решения.
Источник: журнал "Ремедиум" №11 2007.