Ученые придумали, как лишить бактерии, вызывающие туберкулез, питания, чтобы остановить развитие заболевания. Это открывает новые возможности для терапии болезни, которая уносит жизни около 1,5 млн человек ежегодно. В условиях пандемии COVID-19 показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза могут вырасти еще сильнее, считают исследователи, так как коронавирус поражает легкие и все, кто им переболел, могут быть более восприимчивы к возбудителю туберкулеза.
В новом исследовании ученые из Цюрихского университета сконцентрировались на транспортировке железа, которое необходимо патогенам для выживания. Вызывающие туберкулез бактерии M. tuberculosis не являются исключением и «крадут» железо из здоровых клеток. Теперь ученые нашли способ заблокировать транспортировку белка, чтобы остановить размножение M. tuberculosis.
Исследования показали, что для вывода железа из зараженных клеток-хозяина в бактерии нужен транспортный белок IrtAB. Если он отсутствует или не активен, то бактерии больше не могут размножаться.
«Белок IrtAB является потенциальной мишенью для новых лекарств, поскольку его удаление делает M. tuberculosis неспособными к инфицированию здоровых клеток в организме человека», — заключили авторы.
В ходе исследований они также определили структуру транспортного белка с высоким разрешением, что поможет в разработке наиболее эффективных лекарственных средств.
Результаты имеют важное значение для пациентов с туберкулезом со множественной лекарственной устойчивостью, для которых многие препараты уже перестали работать, а также для всех перенесших COVID-19.
«COVID-19 поражает легкие и мы предполагаем, что ослабленные после перенесенной инфекции люди могут быть более восприимчивыми к туберкулезу. А это значит, что уровень заболеваемости продолжит расти», — заключили ученые.
Недавно британские ученые разработали анализ крови, который укажет на болезнь за несколько месяцев до появления первых симптомов. Их тест поможет раньше начать антибактериальную терапию для заболевших и снизить число новых случаев туберкулеза, который также, как и COVID-19, передается воздушно-капельным путем.