Группа американских исследователей, возглавляемых специалистом по сну, выяснила, что у людей, спящих по 6 и менее часов в сутки, в 4 раза выше риск заболеть при контакте с вирусом, чем у тех, кто проводит во сне от 7 часов.
Как говорит ведущий автор Арик Пратер (Aric Prather), психиатр из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (University of California, San Francisco — UCSF), это первое исследование, в котором объективные замеры сна использовались для проверки связи естественного режима с подверженностью заболеваниям. Результаты служат еще одним подтверждением роли сна для состояния здоровья. «Неважно, каковы возраст, уровень стресса, раса, образование или доход. Не играет роли и курение», — говорит Пратер. Статистическая связь с вероятностью простуды обнаружена только для длительности сна.
Предыдущие исследования Пратера показали, что люди, проводящие недостаточно времени во сне, оказываются менее защищенными от заболеваний после вакцинации. В исследованиях других авторов также подтверждалось, что сон — один из факторов регуляции уровня Т-клеток (Т-лимфоцитов).
В новой работе Пратер и психолог из Университета Карнеги-Меллон (Carnegie Mellon University) Шелдон Коэн (Sheldon Cohen) задействовали 164 испытуемых. Все они были проинтервьюированы и обследованы для оценки уровня стресса, темперамента, употребления алкоголя и табака. Их естественные паттерны сна были зарегистрированы с помощью браслетов с сенсорами, измеряющими количество и качество ночного сна. Через неделю испытуемых помещали в отель, где сначала вводили (интраназально с помощью капель) вирус острой респираторной инфекции. Затем в течение недели ученые ежедневно брали анализ слизи из носа и отслеживали развитие простуды.
Оказалось, что испытуемые, которые в пробах за неделю до того спали меньше 6 часов, имели в 4,2 раза большую вероятность «подхватить» простуду — по сравнению с теми, кто спал 7 или более часов. Для тех же, кто спал меньше 5 часов, вероятность повышалась в 4,5 раза.
Пратер считает большим достоинством исследования то, что ученые не подвергали испытуемых депривации сна в лабораторных условиях, а оценивали нормальное его состояние in vivo.