Глава «Медсинтеза» Александр Петров – о возможностях Тиазавирина в терапии COVID-19
– Триазавирин получил статус безрецептурного препарата. Когда и каким образом это произошло?
– В мае 2021 года противовирусный препарат Триазавирин стал безрецептурным. Эксперты Минздрава изучили результаты клинических исследований (КИ) и широкий пострегистрационный опыт применения препарата с точки зрения эффективности и безопасности, оценили уровень доказательной базы, и мы получили решение о переводе Триазавирина в безрецептурный статус.
– Изменились ли показания для применения препарата?
– Мы провели все фазы КИ Триазавирина в отношении диагноза ОРВИ. Эффективность препарата была доказана в ходе многоцентровых рандомизированных плацебоконтролируемых клинических исследований. Важно отметить, что под диагнозом ОРВИ скрывается большой пул вирусных инфекций, в том числе была доказана эффективность относительно сезонных коронавирусных инфекций. На основании результатов КИ эксперты Минздрава расширили показания к применению препарата – теперь по инструкции Триазавирин показан в отношении и гриппа, и острых респираторных вирусных инфекций.
– Пришлось ли менять позиционирование препарата?
– Несмотря на то что врачи и пациенты давно знают наш препарат как эффективное противовирусное средство прямого действия, позиционирование изменилось в связи с обретением безрецептурного статуса. После перехода Триазавирина в OTC-сегмент мы получили возможность информировать о нем более широкую аудиторию, поэтому оперативно приняли решение инвестировать в проведение рекламной кампании. Из года в год Триазавирин помогает выздоравливать сотням тысяч людей. Нам приходит множество благодарностей и от врачей, и от пациентов. Наш препарат помогает заботиться о близких в непростой период пандемии. Так родилась концепция рекламной кампании «Забота – лучшее лекарство».
Мы хотели показать, что за серьезным лекарственным средством стоит не только кропотливый труд ученых и многолетние клинические исследования врачей, а еще и искреннее стремление помочь людям. В позиционировании мы отразили наши ценности – забота о людях, помощь в борьбе с заболеваниями, обеспечение чувства защищенности.
Мы выбрали стратегию, которая основывается на построении эмоционального бренда, связанного с общечеловеческими ценностями. Рекламная кампания становится естественным развитием миссии бренда, задача которого – помочь людям заботиться друг о друге.
Наша цель – не запугать людей, которые в пандемию и так находятся напряжении, а протянуть руку помощи. Мы хотели, чтобы после взаимодействия с нашим рекламным материалом у человека осталось ощущение заботы, опоры, а не тревоги. Герои нашего заглавного рекламного ролика – члены семьи, в которой пожилые люди не бремя и обуза, а те, о ком нужно позаботиться, особенно в период болезни. В ролике воссоздана атмосфера любви в семье, где все друг друга поддерживают. Именно так мы поступаем в своих семьях и рады транслировать эти ценности на широкую аудиторию.
– Как повлияла пандемия коронавирусной инфекции на стратегию развития препарата?
– В 2020 году, когда началась пандемия, врачи стали искать лекарства для борьбы с новой инфекцией, в частности этиотропные препараты, действующие непосредственно на вирус. Нами также были проведены научные исследования на эффективность в отношении COVID-19, в том числе по постановлению Правительства РФ №441.
В 2021 году на базе закрытого Научно-исследовательского испытательного института военной медицины Министерства обороны в Санкт-Петербурге проводилось исследование Триазавирина в отношении SARS-CoV2 на модели in vivo, на животной модели – сирийских хомяках.
Эти испытания показали эффективность препарата, обладающего к тому же низкой токсичностью, в отношении новой коронавирусной инфекции. Эти свойства позволяют обоснованно рекомендовать прием Триазавирина для терапии SARS-CoV2 легкой и средней степени, а также для профилактики осложнений COVID-19.
В дополнение к уже накопленному положительному опыту применения Триазавирина для профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции, нами принято решение провести полномасштабные клинические исследования, которые начнутся в этом году.
– Планируется ли расширение продуктовой линейки по Триазавирину?
– С 2018 года мы активно тестируем новую дозировку 100 мг. За две фазы научных исследований мы получили отличные результаты по эффективности и безопасности Триазавирина. В отношении лечения ОРВИ дозировка 100 мг показала такую же эффективность, как и дозировка, которая выпускается сейчас, – 250 мг.
В этом году при подготовке к полномасштабным клиническим исследованиям для детей были проведены дополнительные доклинические исследования Триазавирина в форме капсул 100 мг на животных. В исследованиях изучалась безопасность препарата, а именно – показатели токсичности, включая репродуктивную.
Результаты проведенных экспериментальных исследований показали, что при многократном 14-дневном введении Триазавирин малотоксичен, без местнораздражающего действия и рекомендован для клинического изучения у детей. Исследования показали, что препарат не влияет ни на репродуктивную функцию, ни на процесс развития плода, ни на постнатальное развитие. Таким образом, новая форма 100 мг, как и форма 250 мг, в очередной раз доказала свою безопасность.
– То есть следующим шагом компании станет получение одобрения на применение Триазавирина для лечения детей?
– На основании результатов проведенного доклинического исследования мы подали в Минздрав РФ комплект документов на КИ Триазавирина у детей в возрасте 12–17 лет с острыми респираторными вирусными инфекциями. Цель нашего исследования – подтвердить эффективность и безопасность препарата, капсулы 100 мг, у этой возрастной группы. Надеемся получить от Минздрава разрешение на проведение КИ до конца текущего года.
Всего в исследовании планируется участие 180 пациентов с диагнозом ОРВИ в десяти исследовательских аккредитованных центрах. Основными клиническими базами КИ станут Уральский государственный медицинский университет, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Детский научно-клинический центр инфекционных болезней ФМБА и ряд других центров.
По результатам данного исследования мы сможем получить одобрение Минздрава на использование Триазавирина у детей. Врачи давно нуждаются в расширении линейки препаратов прямого противовирусного действия, чтобы подбирать индивидуальную схему лечения для каждого маленького пациента.