На сегодняшний день законодательно разрешена только реклама вина, которое сделано в России из выращенного на российской территории винограда. Кроме того, с 31 декабря 2018 года должен был вернуться запрет на рекламу пива во время трансляции спортивных мероприятий, который был снят на время Чемпионата мира по футболу. Однако, как считают авторы документа, запрет рекламы пива может препятствовать проведению в России международных соревнований и их трансляции из-за рубежа.
Проект поправок в закон «О рекламе» предлагает сделать временное разрешение на рекламу пивных напитков во время спортивных трансляций постоянным, а также разрешить размещать рекламу пива в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от них. Заодно отменяется и запрет на использование в подобной рекламе образов людей (за исключением несовершеннолетних) и животных – норма, действовавшая в России более 10 лет.
Как говорится в пояснительной записке к документу, «ограничение на использование в рекламе средств индивидуализации алкогольной продукции в связи с тем, что такие обозначения содержат образы людей и животных, ограничивает конкуренцию на российском рынке алкогольной продукции». А само по себе использование образов людей и животных «в качестве обозначений, служащих для индивидуализации товаров не угрожает здоровью». Авторы документа ссылаются на данные международного исследования IMR Beer – global sponsorship analysis, проведенного на основе анализа 420 контрактов между производителями пива и футбольными клубами. Оно показало, что спонсорство спортивных мероприятий не стимулирует продажи алкоголя и влияет лишь на «распределение предпочтений потребителей между торговыми марками».
Законопроект был внесен в Думу 12 декабря, и менее чем за неделю прошел все процедуры, необходимые для вынесения на голосование в первом чтении. Время для предоставления поправок отведено до 25 декабря, когда документ, с большой долей вероятности, будет принят в целом.
Днем раньше профильный комитет Госдумы поддержал внесенный в Госдуму год назад законопроект, предусматривающий возможность курения табака в специально выделенных изолированных помещениях аэропортов. Именно за комитетом по охране здоровья оставалась итоговая рекомендация о рассмотрении документа в первом чтении. Речь идет об открытие курительных комнат в так называемых «чистых» зонах и залах транзитных пассажиров международных аэропортов, когда возможность доступа к месту для курения вне аэропорта отсутствует.
Курение в поездах, на вокзалах и аэропортах запретили летом 2014 года в рамках «антитабачного закона». Однако, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, на практике административный запрет привел не к желаемым результатам, а к ситуации, в которой некурящие граждане еще чаще подвергаются воздействию табачного дыма: около 37% пассажиров российских крупных аэропортов лично сталкивались со случаями, когда люди курили в туалете, комнате матери и ребенка и т.п. Среди крупных мировых аэропортов есть как полностью свободные от курения, так и со специально оборудованными местами для курения (открытыми и закрытыми).
Обе эти инициативы вызвали негативную реакция в медицинском сообществе. «Я как нормальный человек и доктор никогда не буду поощрять создание условий для курения и употребления алкоголя. Я не вижу полезности для общества в том, что в первом чтении Госдума приняла законопроект, разрешающий рекламу пива и одобрила возвращение специальных курительных комнат в аэропортах», — заявил глава Национальной медицинской палаты, президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль.
По его словам, эти документы «противоречат здравому смыслу»: в новом «майском указе» президент поручил увеличить долю граждан, ведущих здоровый образ жизни, на соответствующий федеральный проект будет выделено более 3,6 млрд рублей. Но все эти усилия могут быть сведены на нет, если подобные инициативы обретут силу закона.
Не изменилась и позиция Минздрава РФ: в ходе заседания выступил замминистра здравоохранения РФ Олег Салагай, который подчеркнул, что возвращение курительных комнат превращает курение в вариант социальной нормы. И это в свою очередь приведет к увеличению числа курильщиков.