Российские производители лекарственных препаратов в борьбе за отечественный фармрынок начали активно расширять производство так называемых брендовых дженериков — то есть копий известных иностранных препаратов, совпадающих с ними по названию.
Общая доля дженериков среди производимых российскими предприятиями препаратов, по разным оценкам, колеблется от 78% до 95%. Ориентироваться в этом море лекарств трудно даже профессионалам.
Как заявили в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, в результате социологического исследования выяснилось, что о существовании дженериков знают 60% врачей, 75% провизоров и только 20% потребителей. При этом не секрет, что российский потребитель относится к препаратам-копиям скептически.
Одна из самых востребованных на российском рынке группа препаратов — кардиологические. Они занимают 14% рынка. Однако 15-20 заводов копируют одни и те же 10 лидирующих наименований лекарств, и в итоге их рентабельность снижается.
Крупные фармокомпании стараются обыграть конкурентов за счет "свежих" дженериков — препаратов последнего поколения, на которые недавно истекла патентная защита. Они очень технологичны и трудоемки, и далеко не каждый производитель может их скопировать.
"На сегодняшний день российский фармрынок остается дженериковым, — заявил "РК" генеральный директор одной аналитической компании. — Конечно, некоторые отечественные компании пытаются создавать оригинальные препараты. Однако стоимость научно-исследовательских разработок и многолетних клинических испытаний, которые сопровождают появление новых лекарств, составляет сотни миллионов долларов.
Учитывая обороты российских производителей, вряд ли можно ожидать у нас всплеска оригинальных препаратов. Я думаю, что тенденция роста доли брендованных дженериков, которая наблюдается в последнее время, в ближайшие годы только усилится".