Однако правительство направит Минздраву из федбюджета 730 млн рублей на повышение зарплат сотрудникам образовательных учреждений и 410 млн – научных. На те же цели ФМБА России получит 5,2 млн рублей и 81,2 млн соответственно.
Курчатовскому институту на повышение зарплат сотрудникам выделено 276,7 млн рублей. На государственную поддержку федеральных государственных учреждений, осуществляющих научную деятельность, Минобрнауки России получит 1,7 млрд рублей.
С июня по август 2021 года 17 федеральных медицинских центров были переданы Министерству и науки и высшего образования, которое сейчас является их единственным учредителем. Среди этих учреждений – РНЦХ им. академика Б.В. Петровского, НИИ ревматологии им. В.А. Насоновой, Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеровой, НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, НИИ глазных болезней и другие центры. В июле 2023 года спикер Совфеда Валентина Матвиенко поручила проработать вопрос перевода медицинских НИЦ в ведение Минздрава.
Согласно майским указам президента России Владимира Путина, подписанным в 2012 году, врачи должны получать не менее двух размеров средней зарплаты, установленной в регионе. По планам Правительства России, в 2017 году зарплата врачей должна была увеличиться сначала на 7,5%, затем, до 1 октября, – до 180% от средней по региону. По словам Путина, к началу 2018 года зарплата врачей должна была составить 200% от средней по стране, а среднего и младшего персонала – 100%.
Во время прямой линии в июне 2019 года Владимир Путин выразил мнение, что добиться повышения зарплат медиков можно, избавившись от кратной разницы между зарплатами чиновников, руководителей медицинских, образовательных учреждений и рядовых сотрудников. На недопустимость «этой несправедливой дифференциации» он обращал внимание и на одной из пресс-конференций в декабре 2019 года.
Однако в июне 2020 года заместитель главы Счетной палаты РФ Галина Изотова заявила, что большинство регионов России не выполнили в полной мере указ президента. «Счетная палата ежегодно отмечает невыполнение этих показателей», – подчеркнула Изотова, уточнив, что к 2020 году зарплаты ни одной из категорий медработников не удалось повысить до целевых значений.
Чтобы уровнять разницу в зарплатах медработников по регионам, в апреле 2021 года был анонсирован пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда. Тогда в Минтруде отмечали, что рассчитывать зарплаты будут с учетом нескольких факторов – коэффициента дифференциации окладов в зависимости от должности работника и коэффициента экономического развития региона. В ведомстве уточняли, что эти показатели могут различаться в разных регионах в несколько раз, а новая система позволит сбалансировать ситуацию с зарплатами.
Сначала эксперимент решили провести в семи регионах (Якутии, Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях и Севастополе) – с 1 ноября 2021 года до марта 2022 года. Однако запуск проекта переносился трижды, последний раз – в июле 2022 года, на 2025 год. Ранее в Профсоюзе работников здравоохранения отмечали, что перенос сроков связан с трудностями в согласовании размеров дополнительных коэффициентов.
В начале сентября 2022 года Минздрав России порекомендовал регионам до введения новой системы оплаты труда за счет собственных ресурсов «активизировать работу по совершенствованию» действующих систем, нарастить долю оклада в структуре зарплат медработников на уровне не ниже 55–60% (без учета компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях), самим регулировать соотношение постоянной и переменной составляющих в зарплатах и установить единый размер выплат в однотипных медучреждениях по одинаковым специальностям.
Как сообщал Vademecum, сейчас зарплата врача помимо оклада складывается в основном из стимулирующих и компенсационных выплат. Применение новой формулы, предложенной в пилотном проекте, может в среднем увеличить оклады медиков на 52% по сравнению с нынешними.
В сентябре 2022 года Правительство РФ распорядилось повысить на 4% зарплаты работников федеральных госучреждений. В эту категорию попадают сотрудники различных НМИЦ и других медорганизаций, подведомственных федеральным органам власти.
Однако правительство направит Минздраву из федбюджета 730 млн рублей на повышение зарплат сотрудникам образовательных учреждений и 410 млн – научных. На те же цели ФМБА России получит 5,2 млн рублей и 81,2 млн соответственно.
Курчатовскому институту на повышение зарплат сотрудникам выделено 276,7 млн рублей. На государственную поддержку федеральных государственных учреждений, осуществляющих научную деятельность, Минобрнауки России получит 1,7 млрд рублей.
С июня по август 2021 года 17 федеральных медицинских центров были переданы Министерству и науки и высшего образования, которое сейчас является их единственным учредителем. Среди этих учреждений – РНЦХ им. академика Б.В. Петровского, НИИ ревматологии им. В.А. Насоновой, Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеровой, НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, НИИ глазных болезней и другие центры. В июле 2023 года спикер Совфеда Валентина Матвиенко поручила проработать вопрос перевода медицинских НИЦ в ведение Минздрава.
Согласно майским указам президента России Владимира Путина, подписанным в 2012 году, врачи должны получать не менее двух размеров средней зарплаты, установленной в регионе. По планам Правительства России, в 2017 году зарплата врачей должна была увеличиться сначала на 7,5%, затем, до 1 октября, – до 180% от средней по региону. По словам Путина, к началу 2018 года зарплата врачей должна была составить 200% от средней по стране, а среднего и младшего персонала – 100%.
Во время прямой линии в июне 2019 года Владимир Путин выразил мнение, что добиться повышения зарплат медиков можно, избавившись от кратной разницы между зарплатами чиновников, руководителей медицинских, образовательных учреждений и рядовых сотрудников. На недопустимость «этой несправедливой дифференциации» он обращал внимание и на одной из пресс-конференций в декабре 2019 года.
Однако в июне 2020 года заместитель главы Счетной палаты РФ Галина Изотова заявила, что большинство регионов России не выполнили в полной мере указ президента. «Счетная палата ежегодно отмечает невыполнение этих показателей», – подчеркнула Изотова, уточнив, что к 2020 году зарплаты ни одной из категорий медработников не удалось повысить до целевых значений.
Чтобы уровнять разницу в зарплатах медработников по регионам, в апреле 2021 года был анонсирован пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда. Тогда в Минтруде отмечали, что рассчитывать зарплаты будут с учетом нескольких факторов – коэффициента дифференциации окладов в зависимости от должности работника и коэффициента экономического развития региона. В ведомстве уточняли, что эти показатели могут различаться в разных регионах в несколько раз, а новая система позволит сбалансировать ситуацию с зарплатами.
Сначала эксперимент решили провести в семи регионах (Якутии, Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях и Севастополе) – с 1 ноября 2021 года до марта 2022 года. Однако запуск проекта переносился трижды, последний раз – в июле 2022 года, на 2025 год. Ранее в Профсоюзе работников здравоохранения отмечали, что перенос сроков связан с трудностями в согласовании размеров дополнительных коэффициентов.
В начале сентября 2022 года Минздрав России порекомендовал регионам до введения новой системы оплаты труда за счет собственных ресурсов «активизировать работу по совершенствованию» действующих систем, нарастить долю оклада в структуре зарплат медработников на уровне не ниже 55–60% (без учета компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях), самим регулировать соотношение постоянной и переменной составляющих в зарплатах и установить единый размер выплат в однотипных медучреждениях по одинаковым специальностям.
Как сообщал Vademecum, сейчас зарплата врача помимо оклада складывается в основном из стимулирующих и компенсационных выплат. Применение новой формулы, предложенной в пилотном проекте, может в среднем увеличить оклады медиков на 52% по сравнению с нынешними.
В сентябре 2022 года Правительство РФ распорядилось повысить на 4% зарплаты работников федеральных госучреждений. В эту категорию попадают сотрудники различных НМИЦ и других медорганизаций, подведомственных федеральным органам власти.