Ранее в отношении моряков действовал порядок медосмотров как при работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а для поваров на суднах – порядок как для работников пищевой промышленности. В ноябре 2022 года Минздрав России утвердил для обеих категорий работников единый порядок медосмотра. Цель нового регламента – выявление сотрудников, которые могут находиться под воздействием наркотических или психотропных средств.
Если раньше морякам на медосмотре нужно было посетить терапевта, невролога, психиатра и нарколога, то по новому порядку, который вступил в силу в 1 марта 2023 года, осмотр нужно проходить у 12 врачей (в случае женщин – у 13, включая акушера-гинеколога). В список, например, добавили профпатолога и кардиолога. Кроме того, раньше моряки должны были сдать 12 тестов и анализов, а теперь – 27 (женщины – 28).
«Но, делая медкомиссию за свой счет, моряк не имеет стопроцентной гарантии дальнейшего трудоустройства – если контракт срочный на один рейс. И в таком случае расходы ложатся на него самого, как и в случае с недобросовестным судовладельцем, который может захотеть сэкономить», – рассказала Людмила Измалкова.
Также представитель РСПМ отметила, что доработки требуют и другие положения Порядка. Измалкова указала на отсутствие возможности обжалования результатов медосмотра, а также отсутствие описания процедуры медосмотра для курсантов морских учебных заведений.
В Минздраве же сообщили, что положения приказа устанавливались для заботы о здоровье моряков, так как у них в течение долгого времени может отсутствовать доступ к медпомощи (как плановой, так и экстренной), и поэтому к здоровью моряков предъявляются повышенные требования. Также в ведомстве отметили, что комиссия может использовать результаты других медосмотров моряков (но сроком не позднее одного года) и диспансеризации – если не были выявлены симптомы заболеваний, требующих повторных исследований.
Кроме того, в Минздраве подчеркнули, что еще на этапе подготовки проекта приказа регламент был согласован с профильными органами власти, одобрен представителями профсоюзов и профсообщества, рассмотрен Российской трехсторонней комиссией. Итоговую версию приказа, добавили в ведомстве, перед утверждением доработали с учетом обсуждения с ассоциациями работодателей и предложений Российского профессионального союза моряков
Нормативная база о медосмотрах различных категорий работников в последнее время активно пересматривается. Так, президент РФ Владимир Путин в декабре 2022 года утвердил закон о дистанционных медицинских осмотрах водителей перед рейсом, после него, а также в течение рабочего дня. Согласно документу, осмотры будут проводиться с помощью специальных медизделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья. Из-под действия новации выведены водители, занимающиеся перевозкой детей, опасных грузов, а также рейсами длиннее 300 км. Закон вступит в силу 1 сентября 2023 года.
Документ разрешает проведение предсменных, периодических, послерейсовых и ряда других медосмотров водителей при помощи специализированных медизделий, которые обеспечивают «автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья». Так, данные изделия должны быть оснащены средствами для идентификации во избежание прохождения медосмотра третьим лицом. Всего в России зарегистрировано более 15 профильных медкомплексов.
Ранее в отношении моряков действовал порядок медосмотров как при работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а для поваров на суднах – порядок как для работников пищевой промышленности. В ноябре 2022 года Минздрав России утвердил для обеих категорий работников единый порядок медосмотра. Цель нового регламента – выявление сотрудников, которые могут находиться под воздействием наркотических или психотропных средств.
Если раньше морякам на медосмотре нужно было посетить терапевта, невролога, психиатра и нарколога, то по новому порядку, который вступил в силу в 1 марта 2023 года, осмотр нужно проходить у 12 врачей (в случае женщин – у 13, включая акушера-гинеколога). В список, например, добавили профпатолога и кардиолога. Кроме того, раньше моряки должны были сдать 12 тестов и анализов, а теперь – 27 (женщины – 28).
«Но, делая медкомиссию за свой счет, моряк не имеет стопроцентной гарантии дальнейшего трудоустройства – если контракт срочный на один рейс. И в таком случае расходы ложатся на него самого, как и в случае с недобросовестным судовладельцем, который может захотеть сэкономить», – рассказала Людмила Измалкова.
Также представитель РСПМ отметила, что доработки требуют и другие положения Порядка. Измалкова указала на отсутствие возможности обжалования результатов медосмотра, а также отсутствие описания процедуры медосмотра для курсантов морских учебных заведений.
В Минздраве же сообщили, что положения приказа устанавливались для заботы о здоровье моряков, так как у них в течение долгого времени может отсутствовать доступ к медпомощи (как плановой, так и экстренной), и поэтому к здоровью моряков предъявляются повышенные требования. Также в ведомстве отметили, что комиссия может использовать результаты других медосмотров моряков (но сроком не позднее одного года) и диспансеризации – если не были выявлены симптомы заболеваний, требующих повторных исследований.
Кроме того, в Минздраве подчеркнули, что еще на этапе подготовки проекта приказа регламент был согласован с профильными органами власти, одобрен представителями профсоюзов и профсообщества, рассмотрен Российской трехсторонней комиссией. Итоговую версию приказа, добавили в ведомстве, перед утверждением доработали с учетом обсуждения с ассоциациями работодателей и предложений Российского профессионального союза моряков
Нормативная база о медосмотрах различных категорий работников в последнее время активно пересматривается. Так, президент РФ Владимир Путин в декабре 2022 года утвердил закон о дистанционных медицинских осмотрах водителей перед рейсом, после него, а также в течение рабочего дня. Согласно документу, осмотры будут проводиться с помощью специальных медизделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья. Из-под действия новации выведены водители, занимающиеся перевозкой детей, опасных грузов, а также рейсами длиннее 300 км. Закон вступит в силу 1 сентября 2023 года.
Документ разрешает проведение предсменных, периодических, послерейсовых и ряда других медосмотров водителей при помощи специализированных медизделий, которые обеспечивают «автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья». Так, данные изделия должны быть оснащены средствами для идентификации во избежание прохождения медосмотра третьим лицом. Всего в России зарегистрировано более 15 профильных медкомплексов.